Тематическая неделя народные промыслы в средней группе. Календарный план воспитательно - образовательной работы подготовительной группы Тема: Народные промыслы (гжель, хохлома, городец, жостовская, дымковская росписи). календарно-тематическое планирование
Ольга Номерчук
Тематическая неделя в подготовительной группе «Народная культура»
3 неделя 13 .03.17 – 17.03.17.
Тема : «Народная культура (народные традиции , промыслы, фольклор, масленица) »
Воспитание культурно -гигиенических навыков, самообслуживания. Практическое упражнение «Самые аккуратные»
Цель : совершенствовать умение чистить обувь от снега, готовить одежду для просушивания.
Речевое развитие :
Артикуляционная гимнастика : Упражнение «Блюдечко»
Цель
Строительная игра д/з «Волшебный конструктор» .
Цель : учить детей строить по замыслу развивать воображение, фантазию, творческие способности.
Игра ср. подвижности п/з. «Гуси-лебеди»
Цель : развивать внимание.
Сенсорное развитие.
Д/И «Подбери блюдца к чашкам»
Цель : развивать логическое мышление, глазомер, умение соотносить предметы по величине, форме и цвету. Внести в группу : рассматривание предметов и иллюстраций
ООД 1. Познавательное развитие. Ознакомление с предметным окружением и явлениями общественной жизни.
Тема : «Вспомним нашу старину»
Цель : развивать любовь и уважение к русскому народу , его культуре , устному народному творчеству , познакомить с национальным костюмом и историей.
Оборудование : сундук большой и маленький, «Дерево мудрости» , карточки с изображением-дерева. Сундука, книги, золотых рук, пословицы и поговорки.
Игра м/п «Сбей кеглю»
2. Художественно-эстетическое развитие. Лепка/ Аппликация.
Тема : «Дымковская игрушка»
Цель : закрепить уже полученные знания о дымковской игрушке и познакомить с народной культурой .
Материал : пластилин, стеки, доски, иллюстрации.
культура (на прогулке по плану инструктора по физическому воспитанию) .
Прогулка
Наблюдение за живой природой : «Что мы знаем о весне?»
Цель : формировать у детей умение составлять описательный рассказ по итогам наблюдения, давать характеристику весенним явлениям и их особенностям.
П/и. «Не попадись»
Цель : учить детей соблюдать правила игры, способствовать совершенствованию выполнения прыжков на двух ногах с продвижением вперед; развивать координацию движений, мышцы ног.
П/и «Змейка»
Цель : совершенствовать умение детей легко бегать на носках, действовать в соответствии с правилами и тактикой игры, обогащать двигательный опыт.
Инд. работа по развитию движений :
с Аней Щ., Алисой Б., Сережей Б. потренироваться в прыжках в высоту.
Выносной материал :
спортивный инвентарь, предметные и сюжетные игрушки.
Закаливающие мероприятия
Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Прогулка Чтение сказки и былины «Не плюй в колодец-пригодиться воды напиться»
Цель : продолжать знакомить с фольклором, жанровыми особенностями сказки, учить детей осмысливать характеры персонажей сказки, воспитывать любовь народным жанрам .
Конструктивно-модельная деятельность.
Изготовление книжки-малышки «Народные промыслы » (любимые потешки, народные промыслы ) .
Цель : формировать представление о народных промыслах России . Учить детей конструировать книжку из бумаги. Развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, аккуратность, целеустремлённость, самостоятельность.
Инд. работа по ОБЖ. с группой детей закрепить правила поведения на участке во время прогулки.
Трудовая деятельность.
«Помочь детям младшей группы в уборке участка »
Цель : учить детей выступать в качестве наставников младших дошкольников, пояснять, как необходимо выполнять различные трудовые операции. Формировать добросовестное отношение к труду, акцентировать внимание на ощущении радости и гордости за качественно выполненную работу.
Работа с родителями
Консультация для родителей «Влияние народных промыслов на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста».
Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Речевое развитие.
Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Качели»
Цель : формировать умение управлять языком, вырабатывать подвижность языка, укреплять его мышцы.
Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки»
Цель ребенка
Муз. -дидактическая игра д/з :
Хороводная игра «Веселая дудочка» .
Цель : имитировать игру на дудочке, придумывать движения по тексту.
«Краски»
Цель : укрепление мышечно-связочного аппарата стоп, развитие ловкости, и внимания (запомнить текст) .
Беседа по правилам безопасности на железной дороге.
Цель : закрепить правила безопасности.
Тема : «Составление задач в пределах 10 на сложение и вычитание» .
Цель : продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, упражнять в умении составлять число из двух меньших чисел и раскладывать число на два меньших числа; закрепить представления о монетах достоинством 1,2,5,10 рублей; развивать умение в ориентировке на листе бумаги в клетку; упражнять в умении определять вес предметов с помощью весов.
Игра м/п «Ассоциации по темам » .
Цель : развивать память, внимание, ассоциативное мышление, пополнить словарный запас.
Тема : «Ярмарка. Роспись каргопольской игрушки»
Цель : познакомить детей с особенностями и своеобразием каргопольской игрушки; учить расписывать узором подготовленный шаблон ; учить составлять рассказ-описание по сделанной игрушке.
Материал : краски, бумага, кисти, иллюстрации
3. Физическое развитие. Физическая культура .
Прогулка
Знакомство с ПДД. Тема : «Пешеходный переход»
Цель : закреплять знания о правилах дорожного движения.
П/и : «Чье звено быстрее соберется?»
Цель : совершенствовать умение детей действовать по сигналу, способствовать автоматизации правильного выполнения движений при ходьбе и беге; учить согласовывать свои действия с действиями товарищей.
П/и : «Кто самый меткий?»
Цель : развивать ловкость, быстроту реакции, выносливость, глазомер.
Индивидуальная работа по экологическому воспитанию
«Раздели на группы »
Цель : предложить Маше О., Насте К., Юле Р. классифицировать комнатные растения по разным основаниям, активизировать в речи названия растений. Трудовая деятельность. Трудовое поручение.
Выносной материал :спортивный инвентарь, инвентарь для трудовой деятельности.
Вечер. Чтение русской народной сказки «Маша и три медведя»
Цель : продолжать знакомить с народными традициями и народным творчеством . В том числе и сказкой.
Сюжетно – ролевая игра : «Мастерская»
Цель : продолжать учить детей самостоятельно играть, следовать сюжету, осуществлять ролевое взаимодействие, вести диалоги.
Д/и «Собери предмет»
Цель : формировать умение собирать целый предмет из отдельных частей; развивать зрительное восприятие, воображение; учить составлять самопроверку, комментировать ход и результат работы.
Художественная деятельность. Рисование по трафаретам «Хохломская игрушка»
Цель : продолжать знакомить с разнообразными народными промыслами , воспитывать чувство гордости за русскую культуру .
Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Беседа «Народные традиции и промыслы »
Цель : формировать у детей познавательный интерес к русским традициям и культуре , через ознакомление с народными промыслами русского народа .
Физическое развитие.
Игра с мячом «Лови, бросай, упасть не давай» .
Цель народных игр
Игра на развитие мелкой моторики д/з. «Весенний кораблик»
Цель : развивать мелкую моторику пальцев рук.
Игра средней подвижности п\з. «Аленушка и Иванушка»
Цель : развивать умение действовать по сигналу (голосу Аленушки, согласованно, развивать ловкость, быстроту движений.
Д/и «В гости к Матрёшке»
Цель : упражнять в счёте в прямом и обратном порядке в пределах 20, от заданного числа; упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества; учить составлять задачи на вычитание; воспитывать нравственно-патриотические чувства.
ООД 1. Речевое развитие. Развитие речи/обучение грамоте.
Тема : «Звонкий и согласный звук Б (Б, буква Б,б»
Цель : познакомить с новым согласным звуком Б и Бь, познакомить с буквой Б, продолжать формировать навык звуко-буквенного анализа, учить внимательно слушать текст стихотворений, подбирать слова не только близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, учить читать слоги с пройденными буквами, упражнять в написании пройденных букв, стимулировать зрительно-поисковую активность.
Игра м/п «Запрещённое движение» .
2. Художественно-эстетическое развитие. Рисование.
Тема : «Филимоновская роспись. Праздничная тарелочка»
Цель : продолжать знакомить с филимоновской росписью; закреплять умение создавать узоры на круге, используя характерные элементы и колорит.
.
Прогулка
Наблюдение за неживой природой : «Наблюдение за ветром»
Цель : расширять и углублять знания о неживой природе весной, формировать интерес к природным явлениям.
П/и «Жмурки»
Цель : совершенствовать умение детей играть в русские народные игры .
П/и : «Бусы»
Цель : развивать умение быстро разбегаться врассыпную
Индивидуальная работа по звуковой культуре речи . Дифференциация звуков Б-П.
Игра «Закончи слово» .
Цель : дифференцировать звуки Б и П.
Трудовая деятельность. Труд в природе. Предложить группе детей навести порядок на веранде. Убрать Зимние игрушки.
Цель : воспитывать желание помогать взрослым и соблюдать порядок на веранде. Прогулка Чтение худ. литературы.
Чтение сказки – легенды «Цветок Огонёк и цветок Снежинка» (жостовский промысел) .
Цель :. Знакомить детей с русским народным фольклором : песнями, потешками, играми; развивать речь, память, познавательную и двигательную активность. Воспитывать любовь к животным.
С/р. игра «Угостим матрёшек чаем» .
Цель : формировать у детей нравственно-патриотические чувства; познакомить с традицией чаепития, гостеприимством русского народа .
Игры на свежем воздухе.
Индивидуальная работа по изо деятельности : предложить Нике Р., Насте К., Юле Р. поиграть Д/и «Собери гжельскую розу» .
Цель народными промыслами ; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Эстетическое развитие. «Ах вы гусли, мои гусли»
Цель : Развитие музыкально-ритмических способностей посредством игры на музыкальных инструментах. Поддерживать желание детей передавать характер движения в музыке.
Дидактическая игра д/з Д/и «Угадай сказку»
Цель : продолжать знакомить детей с народными промыслами ; закрепить знание детей о народных художественных промыслах, их признаках; воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Игра средней подвижности п\з. «Матрёшки и мышь»
Цель : познакомить детей с многообразием народных игр . Разучить некоторые из них. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
Ознакомление с миром природы, экология.
«Природные мотивы» .
Цель
ООД 1. Познавательное развитие. ФЭМП.
Тема : «Объединять части множества»
Цель : продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение вычитание в пределах 10; упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку; сравнивать целое и его части на основе счета; совершенствовать умение видеть в окружающих предметах формы геометрических фигур.
3. Физическое развитие. Физическая культура (по плану инструктора по физическому воспитанию) .
Прогулка
Наблюдение за объектами ближайшего окружения.
Наблюдение за одеждой людей
Цели : формировать представления о приспособленности человека к зиме (внешний вид, поведение в разную погоду : метель, сильный ветер, сильный мороз, солнечная зимняя погода и т. д.); закрепить умение классифицировать одежду.
П/и : «Сильные, ловкие, быстрые»
Цель : познакомить детей с многообразием народных игр , разучить некоторые из них, воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
П/и “Ворота”
Цель : познакомить детей с народными играми , научить действовать по правилам.
Индивидуальная работа по развитию речи с Викой Д., Викой Е., Гришей П., закрепить произношение слов с шипящими.
Закаливающие мероприятия Оздоровительная гимнастика после сна. Закаливающие процедуры. Ходьба по массажным коврикам.
Вечер. Прогулка Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики» .
Цель учить детей понимать эмоционально-образное содержание произведения, познакомить с пословицами, (у страха глаза велики, зайцу и пенек – волк) ; воспитывать внимание к слушанию произведения; отрицательное отношение к трусости.
Социально-экономическое развитие. Д/И «Кто что делает?»
Цель : расширить знания детей о профессиях и трудовых действиях; воспитать интерес к новым профессиям, уважение к труду взрослых.
Самостоятельная деятельность детей в центрах активности.
Цель : учить детей находить себе занятие по интересам, организовывать игровое взаимодействие, развивать навыки свободного общения.
Игры на свежем воздухе.
Индивидуальная работа по обучению грамоте
Д/игра «Угадай и расскажи» .
Цель : содействовать развитию речи ребенка : обогащать словарь, повышать выразительность речи; развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности.
Индивидуальная работа с группой детей «Формирование основ безопасности»
Беседа «Разогреем самовар»
Цель : продолжать знакомить детей с народными промыслами России , традицией пить чай из самовара, учить проявлять осторожность, внимательность, осмотрительность в разных ситуациях, воспитывать у детей самостоятельность уверенность в себе; развивать умение находить выход из создавшейся ситуации.
Утро Прием и осмотр детей. Утренняя гимнастика.
Ознакомление с окружающим миром
Рассматривание иллюстраций с различными видами росписи «Природные мотивы» .
Цель : воспитывать любовь и бережное отношение к природе, учить детей исследовать изделия из природных материалов, самостоятельно делать выводы.
Рассматривание альбомов и наглядно-демонстрационного материала.
Цель : формировать представление о материалах и их свойствах, развивать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, закрепить знание детей о предметах народного творчества и процессе их изготовления.
Развитие познавательно-исследовательской деятельности
«Из каких материалов делали игрушки наши предки»
Цель : закрепить представление о народной игрушке и русских народных традициях ; формировать умение исследовать игрушки и определять материалы, из которых они изготовлены; развивать познавательный интерес; воспитывать уважение к народным мастерам .
Игра средней подвижности п\з. “Удочка”
Цель : развивать быстроту реакции.
«Традиции Россиян»
Цель : Вызвать у детей интерес к истории и национальным традициям России; показать, какую роль играет культурно – историческое наследие страны в жизни современных людей. Раскрыть значение национальных традиций (проведение праздников, игр и др.) для формирования культуры , нравственных качеств русского народа .
ООД Речевое развитие. Развитие речи.
Тема : Чтение былины «Никита Кожемяка»
Цель.: вспомнить с детьми русские народные сказки , познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка» , помочь определить сказочные эпизоды в сказке,развивать внимание, воспитывать интерес к народному эпосу .
Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. Экология.
Тема : «Из чего же, из чего же?» (дерево матрёшки, Хохлома; глина Дымка, Филимоново; фарфор – Гжель; металл – Жостово).
Цель : формировать представление детей о красоте природы России; учить детей определять природные материалы, из которых сделаны игрушки; развивать мышление, память; воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране.
3. Художественно-эстетическое развитие. Музыка (по плану музыкального руководителя) .
Прогулка
Наблюдение за природными явлениями :
«Наблюдение за высотой стояния Солнца»
Цель : закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений, животных и человека.
П/и «Чижик»
Цель : учить выполнять действия согласно правилам игры, развивать ловкость, внимательность.
П\и «Ключи»
Цель : развивать способность распределять внимание, ловкость быстроту реакции. Индивидуальная работа по ФЭМП :
«Чего больше?»
Цель : закрепить умение сравнить группы предметов по их количеству.
Вечер. Прогулка Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой, «Дымковская игрушка» , «Узоры гжели» , «Золотая хохлома» .
Цель : содействовать развитию речи ребенка : обогащать словарь, повышать выразительность речи; развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
«Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Беседа «Народная аптека » . Беседа о ромашке.
Цель : формировать представление детей о лекарственных растениях, которыми лечили недуги наши предки, закрепить представление о ромашке, как о народном символе России , лекарственном растении, учить находить изображение ромашки в узорах народной росписи .
Д\И : «Раздели на группы » . (гжель, хохлома и т. д.) .
Цель : закреплять знания о народных промыслах .
Беседа «Мастера-чистодеревщики» , Рассматривание картинок с изображением плотницких инструментов.
Цель : познакомить детей с искусством деревянной архитектуры, познакомить детей с бытом русской избы и традициями русского народа . Формировать представления об облике русской деревни, обобщая и систематизируя знания детей о предметах старинного быта.
Работа с родителями
Оформление выставки рисунков и поделок «Промыслы нашего народа » , «Книжки-малышки» (потешки, сказки, былины)
Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре
Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус.
Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Задачи на неделю
Цель: Приобщить детей к истории и культуре своего народа через знакомство с народными промыслами России. Формировать знания детей о народных промыслах, традициях русского народа, воспитывать любовь к народной культуре Задачи: Формировать у детей умение различать виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам. Развивать умение применять полученные знания о декоративном искусстве, использовать стилевые особенности цвета, присущие русским росписям. Воспитывать у детей эстетические чувства, художественный вкус. Знакомить детей с ремеслами и занятиями взрослых на Руси (пахарь, ткачиха, гончар и т.д.). На основе этих знаний показать значимость труда для человека. Воспитывать трудолюбие, стремление стать умелым, понимать личностную значимость труда. |
Активный словарь Существительные : ремесло, кузнец, пахарь, пекарь, гончар, плотник, ткачиха, мастер, искусство, роспись, узор, орудия труда, символизм, народный костюм, хохлома, матрешка, материал, цвет, сюжет, особенности. Прилагательные : деревянная, яркая, красивая, городецкая, дымковская, богородская, филимоновская, жостовская. Глаголы: пашет, печет, месит, сеет, расписывает, тонирует, украшает, кует, вытачивает, ткёт, обжигает, мастерит, творит, создает. |
План образовательной деятельности
ГРУППА ГНОМИКИ ТЕМА НЕДЕЛИ «НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ»
Итоговое мероприятие - Выставка детских работ и поделок: «Золотые руки мастеров»
Центры активности | Дни недели |
|||||||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
||||||
Утренний сбор | Беседа «Россия мастерами славится». Рассмотреть старинную посуду (из чего делали, как использовали); Рассматривание иллюстраций орудий труда крестьянина и рассказ об их назначении. Цель: приобщать детей народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Формирование представлений о быте наших предков Д/и «Что это такое?» Цель: расширять знания детей о орудиях труда прошлого. Развивать мышление. Этюд «Передача чувств». Цель: учить передавать различные эмоциональные состояния невербальным способом. | Рассматривание куклы в национальном русском наряде. Беседа о символике красного и черного цвета в узорах русского народного костюма. Рассматривание иллюстраций с изображением старинной русской одежды. Знакомство с трудом ткачихи Дидактическая игра «Загадки от Матрешки» Цель: развиваем речь, научить определять предмет по его признакам, активизировать словарь по теме. Д/и «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. | Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?» Рассматривание с детьми иллюстраций народных игрушек: дымковских, богородских, филимоновских. Цель: знакомить детей с народными промыслами. Предложить детям для раскрашивания бумажные силуэты дымковских и филимоновских игрушек. Показать детям красоту русской природы. Дать представления о роли человека в нарушении целостности экосистем, правильном поведении в природе. М узыкально-ритмические игры, упражнения «Определи какой инструмент». Цель: развитие слуховых восприятий | «Путешествие в волшебный Городец» (Рассказ воспитателя о городецкой росписи.) Цель: познакомить детей с городецкими изделиями, развивать умение выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья), видеть и называть цвета, используемые в городецкой росписи. "Разрезные картинки" Цель: научить составлять целое из частей. Н/и «Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики | Рассматривание с детьми иллюстраций дымковских игрушек. Цель: закрепление знаний о дымковских игрушках. Игра «Бусы для Маруси» предложить нанизать на шнурок крупные бусины. Цель: развивать мелкую мускулатуру рук. Д/и «Узнай узор» закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи. |
|||||
Центр искусства | Раскрашивание силуэта дымковской игрушки. Цель: формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. | Изготовление нитяных кукол. Цель: формировать умение работать по плану, развивать моторику и желание изготавливать игрушки. | Коллективная работа в технике обрывной аппликации «Жостовской поднос». Цель: формировать умение работать сообща. | «Декоративная роспись игрушки «Кот» (по мотивам филимоновский свистульки). Цель: научить детей расписывать объемные фигурки филимоновской росписью. Закрепить элементы росписи: точки, полоски и цвета, используемые в росписи: красный, желтый, зеленый. | Украшение барыни по мотивам дымковской игрушки. Цель: продолжать формировать умение детей создавать декоративные композиции по мотивам дымковских узоров. Закрепить умение детей правильно держать кисть, широкие линии проводить всей кистью, а узкие линии и точки - концом ворса кисти. |
|||||
Центр грамотности | Составление описательных рассказов о дымковских игрушках. Цель: обогащать словарь, способствовать развитию связной речи. Игра «Что сначала – что потом». Цель: закреплять знания детей о последовательности дней недели, частей суток, времен года и т.д. | Составить описательный рассказ о гжельской посуде. Цель: расширять знания о народном промысле. Д/и «Найди место звука «ш» в слове» Цель: развитие фонематического слуха | Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Игра «Пирамида» Цель: научить определять количество звуков в словах, произносимых вслух самим ребёнком. | Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем. Игра «Чего не стало?». Цель: уточнить название предметов посуды, упражнять в образовании родительного падежа, развить зрительное внимание и память. | Самостоятельный пересказ сказки «Заюшкина избушка». Цель: Учить детей пересказывать знакомые русские народные сказки с использованием театра по желанию. Лото «Назови картинку и найди гласный звук» Цель : научить детей находить заданный звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком. |
|||||
Центр математики | Тема: «Счет в пределах 10», ориентировка в пространстве, знание геометрических фигур. |
|||||||||
Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счет (прямом и обратном) в пределах 10. Игра « Найди похожую». Цель: развивать зрительное внимание, логическое мышление. | Игра «Кто правильно пойдет, тот игрушку найдет». Цель: учить передвигаться в заданном направлении и считать шаги. Игра «Которой игрушки не стало?». Цель: развивать зрительное внимание и память. | Игра «Сложи узор». Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие. Игра «Назови число» Играющие становятся друг против друга. Взрослый с мячом в руках бросает мяч и называет любое число, например 7. Ребёнок должен поймать мяч и назвать смежные числа – 6 и 8 (сначала меньшее) | Игра «Назови по порядку». Цель: упражнять детей в порядковом счёте. Диктант по клеточкам. Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости листа в клетку. | Игра «Конструируем из палочек» Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей. Состав числа 2, 3, 4, 5. |
||||||
Центр сюжетно-ролевых игр | «К нам гости пришли» Цель: воспитывать гостеприимство, объяснить смысл слов «хлебосольство, радушие». | «Пожарники» Цель: Подводить детей к самостоятельному созданию игрового замысла. | «Салон красоты» Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, самостоятельно распределять роли, выполнять игровые действия. | «Семья ремесленников из Городца». Цель: помочь детям распределить роли, объяснить, что народные промыслы – дело семейное и каждый выполнял свою работу. | «Ярмарка» Цель: учить передавать обстановку уличной ярмарочной торговли. |
|||||
Центр науки | Разноцветные волчки Цель: развивать способность у детей наблюдать, познакомить с механизмом возникновения цвета. | Эксперименты с глиной. Цель: опытным путем выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды. | Соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы. Цель: Доказать, что соленая вода плотнее пресной, она выталкивает предметы, которые тонут в пресной воде. | Вода - растворитель. Очищение воды Цель: выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды - фильтрованием | Путешествие Капельки Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе |
|||||
Центр строительства | Тема «Деревенская изба» | Тема «Парты » | Тема «Парты» Цель: учить детей работать с натуральным материалом (деревом), правильно пользоваться отверткой. | Тема «Парты» Цель: учить детей работать с натуральным материалом (деревом), правильно пользоваться отверткой. | Тема «Деревенская изба» Цель: учить строить миниатюрную модель фермерского хозяйства, ориентируясь на схему. |
|||||
Центр кулинарии | Цель: учить детей работать ножом, размазывать масло по хлебу равномерно, убирать излишки масла с ножа о край хлебного кусочка. | |||||||||
Открытая площадка | Наблюдение: «За тающим льдом». Цель: Закреплять знания о свойствах льда. Труд: оказание посильной помощи дворнику в расчистке дорожек от снега. Цель: воспитывать желание приходить на помощь, доводить начатое дело до конца. Народная игра «Горелки» Цель: Развитие умений детей играть в народные игры. П/и «Лыжники» Цель: Развитие координации движений. | Наблюдение за погодой Цель: Продолжать знакомить детей с природными явлениями. П/и «Два Мороза» Цель: Развитие ловкости, умения быстро бегать, ориентироваться в пространстве. | Наблюдение за птицами Цель: Уточнить представления детей о зимующих птицах, условиях их жизни; роли человека в жизни птиц. Воспитывать стремление заботиться о птицах в зимний период Игры-эксперимент. «Цветной лед» Цель: Развивать любознательность, наблюдательность, воображение. П/и «Ловишки со снежками». Цели: Развивать меткость, ловкость. Воспитывать уверенность в себе. Предложить детям очистить дорожки от снега и льда Цель: Прививать любовь к труду. | Наблюдение за снегом Цель: Закреплять знания детей о свойствах снега. Русская народная игра: «Жмурка с колокольчиком». Цель: познакомить с правилами р.н.игры, развивать чувство коллективизма, ловкость, быстроту. Труд: сгребание снега в лунки деревьев. Цель: дать детям понятие о том, что снег согревает деревья, не дает им погибнуть. | Наблюдение за изменением продолжительностью дня. Цель: Провести очередной этап сравнительного наблюдения, помочь детям выявить изменение положения солнца на небе. Игры-эстафеты. «Кто первый?» Цель: Развивать внимание, быстроту реакции, воспитывать доброжелательность. Игры-забавы. «Снайперы», Цель: Способствовать развитию ориентации в пространстве, меткости. |
|||||
Индивидуальная работа | Математика Повторить порядковый и количественный счет. Цель: развитие навыков счета | Развитие речи Д/и «Скажи правильно». Цель: Развитие артикуляционного аппарата, внимания, логического мышления. «Назови ласково» Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. | Познание Упражнение «Назови зимние явления природы» Цель: закрепление знаний детей о явлениях природы. | ФИЗО Игры-аттракционы. «Попрыгай-ка» Цель: Развивать умение перепрыгивать на двух ногах через полосу препятствий. | ИЗО Учимся последовательно рисовать по схеме |
|||||
Развивающая среда | «Чтение художественной литературы». Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» Цель: Учить внимательно слушать сказку, правильно строить предложения отвечая на вопросы. | Настольная игра «Уголки» Цель: Развитие сенсорных способностей, логического мышления. «Живое – не живое» Цель: Закреплять знания детей о животных, их обитании в природе. | Рисование элементов различных росписей Цели: Развивать у детей эстетическое видение Побуждать интерес к народному искусству, к народным праздникам. Д/и «Чей сувенир?». Цель: углубить знания о некоторых видах народных промыслов и ремёсел, пробуждать интерес к талантам народных умельцев. | Игры со строительным материалом. «Строим русскую избу» Цель: Развивать конструктивные способности, самостоятельность в работе. Раскраски «Гжельский чайник». Цель: развивать усидчивость и аккуратность. | Театрализованная деятельность. «Волк и семеро козлят» Цель: Способствовать развитию танцевально-игрового творчества, учить детей придумывать движения, отражающие содержание песни. |
|||||
Взаимодействие с родителями | Консультация для родителей «Народные ремесла и промыслы» | Тематическая папка «Русская матрёшка» | Папка-передвижка «Развитие творческих способностей ребенка» | Консультация «Знакомство детей с хохломской росписью» | Папка-передвижка: «Приобщаем детей к русской народной культуре» «Русские народные игры с детьми дома и на прогулке» |
Оксана Петрова
Календарное планирование в средней группе. Тематическая неделя «Народные промыслы»
Тематическая неделя
«Народные промыслы » .
Понедельник Утренняя гимнастика
Игра на развитие положительных эмоций «Гусеница»
Цель : способствовать сплочению детского коллектива.
Наблюдение и труд в уголке природы. Полив растений.
Цель : привлечение детей к показу способа полива; формировать понимание, что растениям необходимы свет и вода, за ними нужно ухаживать; учить вместе с воспитателем, готовить оборудование : приносить лейки, наливать воду в лейки; воспитывать желание ухаживать за растениями.
Д/и «Веселый повар» .
Цель : упражнять в умении ведения диалога.
Сри «Путешествие в лес»
Цель : стимулировать творческую активность; развивать чувства коллектива, умение добиваться цели приемлемыми способами общения. в
ОД. Развитие речи
Тема : «Русские матрёшки» Конспект прилагается.
ОД Физическая культура
Прогулка
Наблюдение за березой.
Цель : дать представление о цветении берёзы.
Д/и «Найти дерево по названию»
Цель : развивать знания о деревьях; уточнять знания названий деревьев растущих на участке детского сада.
Цели : учить прыгать в длину с разбега.
Трудовая деятельность. Собираем сухую траву.
Цель : формировать желание трудиться, умение выполнять основные трудовые процессы.
Вторая половина дня Гимнастика пробуждения Ходим по дорожкам здоровья
Чтение и беседа по сказке Н. Бажов «Серебряное копытце»
Цель : знакомить детей с творчеством уральского писателя Н. Бажова.
Инд/р, рисование «Ягоды, грибочки в кузовочке»
Цель : развивать стремление к познанию; упражнять в умении обводить трафарет; составлять сюжет.
Беседа «Народные промыслы »
Цель : знакомить с народными промыслами , через умение отгадывать загадки развивать наглядно-образное мышление.
Вечерняя прогулка
Д/и. «А что потом?»
Цель : закрепить знание детей о частях суток, о деятельности людей в разное время суток.
П/и «Вкусная ягодка» .
Цели : увлечь детей игрой; продолжать знакомить детей с ягодами и грибами, развивать внимание.
Рисуем мелками на асфальте. «Народные игрушки »
Цель : расширять знания детей о народных игрушках .
Взаимодействие с родителями : Консультация : «Место народного искусства в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения».
Утренняя гимнастика
Утро радостных встреч. «Я дарю тебе улыбку»
Цель : формировать доброжелательное отношение друг к другу.
Просмотр презентации на тему : «Промыслы народов России »
Цель : знакомить и расширять знания детей о народных промыслах России .
Д/и «Маловато будет!»
Цель : упражнять в образовании множественного числа сущ; развивать внимание, речь.
Пальчиковая игры ««Есть игрушки у меня»
Цели : развивать мелкую моторику, координацию движений, чувство ритма.
ОД Музыкальное
Од Познание ФЭМП.
Тема : «Речное путешествие» Конспект прилагается.
Прогулка.
Наблюдение за песком.
Цель : продолжаем знакомить с компонентом неживой природы – песком и его свойствами.
П/и «Вкусная ягодка» .
Цели. увлечь детей игрой; продолжать знакомить детей с ягодами и грибами, развивать внимание.
Д\и ОБЖ «Если малыш поранился»
Цель : познакомить детей с элементарными приёмами оказания первой медицинской помощи.
Хороводная игра «Мы матрешки»
Цель; упражнять в умении выполнять движения по тексту.
Трудовая деятельность : Уборка территории.
Цели : воспитывать трудолюбие; учить помогать друг другу.
Вторая половина дня Гимнастика пробуждения. Ходим по дорожкам здоровья
Рассматривание с детьми слайдовой презентации «Расписная игрушка»
Цель : продолжать рассказывать о народных промыслах ; рассматривать игрушки народных умельцев .
Чтение детям сказки «Рождение куклы» Котова И. Н., Котова А. С.
Цель : развивать внимание и интерес к народным игрушкам ; умение слушать.
Д. И. «Оденем куклу на праздник» (бумажная)
Цель : продолжать познакомить с элементами народного костюма .
Инд раб по аппликации. «Русская матрёшка.
Цель : продолжаем знакомить детей с предметом народно – прикладного искусства – матрёшкой.
Словесная игра «Кто больше знает вежливых слов?»
Цель : упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.
Вечерняя прогулка
Наблюдение «За божьей коровкой» .
Цель : расширять знания и представления об особенностях внешнего вида божьей коровки.
П/и «У медведя во бору»
Цель : учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание
Д/и «Дерево, кустарник, цветок»
Цели : закрепить знание растений, расширять кругозор детей, развивать речь, память.
Взаимодействие с родителями. Мастер-класс для родителей «Народная кукла своими руками »
Среда Утренняя гимнастика
Наблюдение за разными видами транспорта.
Цели : закреплять знания о том, что человек пользуется велосипедом, который не требует бензина.
Д/и «Узнай по описанию» (транспорт)
Цель : закрепить умение узнавать транспортное средство по описанию .
Работа со стихотворением. Разучивание стихотворений для выпускников.
Цель : способствовать запоминанию слов; развивать память и речь.
Ср и «Скорая помощь»
Цели : формировать умение отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.
ОД Ребенок и окружающий мир
Тема : Занятие-беседа «Кубанские промыслы » Конспект прилагается.
ОД Физическая культура
Прогулка.
Наблюдение за насекомыми
закрепить знания детей о жизни насекомых, их местах обитания в разное время суток и разную погоду.
Д/и «На что похожи?»
Цель : упражнять в умении сравнивать предмет с геометрической фигурой.
П/и «Бабочки, лягушки и цапли»
Цель : развивать двигательную активность, внимание.
Д/и по ПДД. ««Учим дорожные знаки»
Цель : продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.
Инд/р по раз движ. «Улучшение техники ходьбы по бревну»
Цель : закреплять навыки равновесия в ходьбе по бревну.
Трудовая деятельность. Подметание дорожек.
Цель : воспитывать желание трудиться.
Вторая половина дня.
Развлечение «Кубанские посиделки"
Цель : расширять знания о кубанских умельцах, продолжать знакомить с народными кубанскими играми .
Инд раб по конструированию из бумаги (оригами) «Кукла»
Цель : с помощью воспитателя учить складывать из бумаги куклу; развивать способность работать руками.
Показ фильмов познавательного характера. «Пряник»
Цель : мультфильм рассказывает историю лесных жителей, которые нашли в лесу пряник и хотели его разделив поровну.
Беседа : «Происхождение и история дымковской игрушки»
Цель : рассказать детям об истории возникновения русского промысла «Дымковская игрушка» .
Вечерняя прогулка
Наблюдение «За цветником»
Цель
П/и «Карусель»
Цель : упражнять одновременно двигаться и говорить, быстро действовать после сигнала.
Игры с песком и водой «Веселые соревнования»
Цель : упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами; развивать у детей дух соревнования.
Взаимодействие с родителями. Памятка «Воспитание дружеских отношений в игре»
Утренняя гимнастика
Д/и «Бывает - не бывает» (с мячом)
Цели : развивать память, внимание, мышление, быстроту реакции.
Работа со стихотворением. Разучиваем стихотворения для выпускников.
Цель : способствовать выразительному чтению; развивать память и речь.
Настольно-печатная игра «Собери самовар из частей» .
Цель : учить собирать целое изображение из частей.
ОД Музыкальное
ОД Рисование
Тема : «Роспись подноса» Конспект прилагается
Прогулка
Наблюдение за трудом воспитателя в цветнике.
Цели : активизировать познавательную деятельность, поддерживать стойкий интерес к наблюдениям.
П/и «Гори, гори ясно!»
Цель : развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве.
Д/и ««Что сажают в огороде»
Цель :- учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по способу их применения) .
Трудовая деятельность : Приведение в порядок цветников, взрыхление земли, посадка рассады.
Цель : учить трудиться сообща.
Вторая половина дня.
Д/и к- триз «Что можно сказать о предмете, если там есть…»
Цель : развивать мышление и память.
Инд/ р по лепке «Раз грибочек, два грибочек.»
Цель : закреплять знакомые приемы лепки; развивать эстетическое восприятие, мелкую моторику рук.
Муз. воспитание. Повторение муз. репертуара к выпускному баллу.
Цель : способствовать запоминанию слов, учить петь и танцевать вместе.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за подорожником.
Цели : продолжать знакомство с лекарственным растением - подорожник.
П/и «Волк и семеро козлят» .
Цель : развивать у детей выдержку, умение ориентироваться в пространстве и двигаться по сигналу.
Д/и «Назови семью» (словообразование)
Цель : упражнять в словообразование; развивать внимание, речь. Д
«Как укрепить иммунитет ребёнка»
Пятница Утренняя гимнастика
Презентация «Народные промыслы на Кубани » ИКТ
Цели : знакомить детей с народными промыслами нашего края , их разнообразием.
Д/и ««Волшебный кубик»
Цель : развивать мышление память и речь.
СРИ "Спасатели"
Цель : развивать умение брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры.
ОД Художественное творчество. Лепка.
Тема : «Уточка» Т. С. Комарова стр. 47
ОД Физическая культура
Прогулка
Наблюдение за цветником
Цели : продолжать наблюдение за ростом и развитием цветов.
Опытническая деятельность : «Воздух работает»
Задача : дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы.
Д/и «Что ты знаешь?»
Цели : закрепить знания о диких и домашних животных, о насекомых и птицах; развивать внимание, память.
П/ и «Подсолнухи»
Цель : развивать умения детей играть в народные игры , развивать внимательность и ловкость.
.Трудовая деятельность : Наведение порядка на участке.
Цели : организовывать коллективный труд; в индивидуальном порядке давать конкретные поручения; прививать чувство удовлетворения от результата труда.
Вторая половина дня.
Инд. раб. По конструированию. «Построим матрешке домик»
Цель : развивать у детей интерес к конструированию.
Чтение сказки «Крошечка – хаврошечка»
Цель : учить детей внимательно слушать и отвечать на вопросы воспитателя по содержанию.
Настольно-печатные игры «Найди лишнее»
Цель : учить находить предметы определенного промысла среди предложенных ; развивать внимание.
Игра-инсценировка «У матрешки – новоселье»
Цель : упражнять детей удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр.
Инд/р по рисованию «Раскрась узор»
Цель : развивать умения детей аккуратно закрашивать рисунок; правильно подбирать цвета.
Вечерняя прогулка
Наблюдение за погодой
Цель : закреплять знания о сезонных изменениях в природе.
Игры с песком и водой «Веселые пузыри»
Цель : расширить представление о свойствах воды.
П/и «Гори, гори ясно!»
Цель : развивать у детей выдержку, ориентировку в пространстве. Упражнять в быстром беге.
Взаимодействие с родителями. Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций»
Одной из задач воспитания и обучения в является знакомство детей с декоративно-прикладным искусством, разными видами росписи. На второй неделе ноября продолжается работа по знакомству с и большое внимание уделяется расширению знаний о хохломской росписи. Открывая мини-музей в группе, взрослый предлагает детям рассмотреть и рассказать о красивой посуде, знакомит с историей промысла и учит рисовать разные элементы: травку, осочки, завитики и т.д. Содержание беседы о хохломе, дидактические игры, стихи и физминутки, игры-забавы по теме вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Золотая хохлома».
Социально-коммуникативное развитие
В области социально-коммуникативного развития запланированы сюжетно-ролевые игры, в которых дети закрепляют правила поведения, основы этикета и умение доброжелательно относиться друг к другу.
Познавательное развитие
Решая задачи познавательного развития взрослый организует сравнение плодов разных деревьев, игры на закрепление знаний о цифрах, домашних животных и их детёнышах, а так же знакомит с признаками движения.
Речевое развитие
Дети выясняют, почему ноябрь пегий, вспоминают любимые сказки, выполняют артикуляционную гимнастику, упражняются в подборе рифмы, что способствует речевому развитию дошкольников.
Художественно-эстетическое развитие
Продолжается работа по формированию умения работать с ножницами, развитию театральных способностей через настольный театр. Художественно-эстетическому развитию так же способствуют слушание произведения «Парень с гармошкой», моделирование сказки «Заюшкина избушка».
Физическое развитие
В области физического развития педагог планирует изготовление атрибутов к игре-забаве «Стаканчики», повторение народных подвижных игр, рассматривание гербария и беседу о лекарственных растениях края.
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Замена полотенец. Цель: закреплять умение выполнять трудовые поручения. | Беседа «Откуда к нам пришла хохлома?». Цель: расширять знания о декоративно-прикладном искусстве, истории России. | Игра «Что из чего». Цель: упражнять в использовании притяжательных прилагательных. | Открытие выставки «Золотая хохлома». Цель: рассмотреть изделия, выделить характерные особенности росписи. | Изготовление атрибутов к игре «Стаканчики». Цель: привлечь детей к изготовлению игрового оборудования. |
Про- гулка | С.р. игра «Мы пришли в театр». Цель: формировать этикет, напомнить правила поведения в театре. | Познавательно-исследовательская деятельность «Сравнение плода клёна и ясеня». Цель: закрепить названия деревьев, развивать мышление. | Беседа «Как мы провели праздничные выходные». Цель: побеседовать о празднике «День народного единства», расширять знания о Российских праздниках. | Домино «Музыкальные инструменты». Цель: закрепить названия инструментов, вспомнить правила игры. | П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре. П.и. «Добеги и перепрыгни». Цель: упражнять детей в перепрыгивании. |
ОД | |||||
2 п.д. | Презентация «Прикладное искусство Кубани». Цель: продолжить знакомство с народными промыслами. | Игра «Какой цифры не стало». Цель: продолжить знакомство с цифрами. | Чтение сказки «Крошечка-хаврошечка». Цель: учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. | Рисование «Хохломская травка». Цель: учить рисовать осочки, капельки, усики и завитки кистью. | Упражнение на аккомодацию «Цветочек». Цель: развивать глазодвигательные мышцы. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Настольные игры по ПДД. Цель: закреплять умение соблюдать правила игры, вспомнить ПДД. | Интерактивная игра «Назови детёныша». Цель: закрепить знания о диких животных и способах их подготовки к зиме, активизировать речь. | Игра «Какая полоска». Цель: учить дифференцировать слово и предложение. | Игра-забава «Весёлый старичок-лесовичок». Цель: учить пользоваться разными интонациями. | Физминутка «На столе хохломской самовар». Цель: разучить движения и слова. |
Про- гулка | Уборка на веранде. Цель: учить распределять обязанности, доводить начатое дело до конца. | Наблюдение за изменениями в природе. Цель: выяснить признаки поздней осени. | Пальчиковая игра «Такие разные дела». Цель: выучить слова, расширять знания о профессиях. | Настольный театр «Крылатый, мохнатый да масляный». Цель: вспомнить произведение, развивать фантазию и речь. | П.и. «Пройди бесшумно». Цель: развивать выносливость. П.и. «Иголка, нитка, узелок». Цель: учить соблюдать правила в игре. |
ОД |