Презентация на тему "эффективные презентации". Эффективная презентация: пошаговое руководство к действию От чего зависит эффективности презентации

Существует несколько факторов влияющих на эффективность презентации, которые нужно учитывать при ее планировании: презентатор (ведущий), аудитория, предмет, временные рамки и место проведения. Кроме этого нужно определить и тип необходимой нам презентации.

Какова природа места: формальная, неформальная, деловая.

Ведущий должен быть максимально готов к всевозможным вопросам и комментариям из зала. Время для них можно выделить в конце презентации, до ее начала или по ходу выступления. Чтобы произвести благоприятное впечатление оратор должен внимательно выслушать и одобрить человека, задающего вопрос или комментирующего его высказывание, определить тип вопроса, поблагодарить и дать ответ. При вызывающем поведении кого-либо из аудитории необходимо сохранять спокойствие, оставаться вежливым, но действовать решительно и не терять контроль за ситуацией.

Язык определяет стиль и тон всего события, а так же задает темп презентации. Он должен подходить аудитории, необходимо почувствовать ее культурные запросы. В зависимости от предмета презентации и характеристик аудитории, а также от поставленных целей необходимо выбрать тот или иной вербальный стиль.

Не следует злоупотреблять: избитыми фразами и выражениями, избегать избыточности (абсолютно необходимо), двусмысленных выражений которые могут обидеть, частым употреблением слова «я».

Виды и цели бизнес-презентаций.

Под бизнес-презентацией понимают переговоры представителей разных фирм по рассмотрению бизнес-вопросов. В зависимости от рассматриваемых вопросов презентации могут иметь следующие цели:

Презентация фирмы. Целями такой презентации являются: создание имиджа фирмы среди деловых кругов, создание или воссоздание благоприятного образа фирмы, реклама имени фирмы. По сути своей такая презентация является частью рекламной кампании организации.

Презентация бизнес-проекта. Цель этого вида презентации - информирование людей о каком-либо проекте, определение обратной реакции к проекту, поиск заинтересованных в поддержке разработки и реализации проекта. Этот вид презентации наиболее требователен к форме подачи, содержанию и подготовке), т. к. предполагает убеждение аудитории в необходимости осуществления разработки или воплощения проекта.

· Отчет о выполненных работах. Цель - ознакомить, предоставить определенной узкой группе людей результаты работ. Такая презентация менее требовательна к выполнению определенных правил подготовки и вполне может быль спонтанной, если необходимые данные у вас под рукой и содержатся в полном порядке.

· Обсуждение плана будущих работ. Такая презентация аналогична предыдущему виду презентаций, только объект здесь будущие работы организации или личности. Целями её могут являться: информирование определенного круга лиц о намеченных работах, описание намеченных работ с целью подтверждения объекта презентации критическому анализу и изменению.

Презентация товара. Цели такой презентации ясны: создание знания о новой марке, товаре или услуге на целевом рынке, ознакомление потребителей с новыми возможностями товара, расписания магазина и т.д., достижение предпочтения марке и т.п. Такие презентации могут быть внутренние и внешние презентации.

Внутренняя презентация – проводиться в рамках одной организации (один из сотрудников обращается к своим коллегам). Они в свою очередь делятся на «восходящие (подчиненные что-либо представляют вышестоящим по служебной лестнице сотрудникам организации) и «нисходящие» (выступление руководства).

На этапе презентации товара мы сообщаем клиенту информацию о товаре, демонстрируем его и аргументируем выгоду от приобретения. Эффективная презентация значительно увеличивает вероятность совершения покупки и является ключевым моментом в общении с клиентом.

Правила презентации

1. Связка «Характеристика-Преимущество-Выгода»

Преимущество данного способа презентации состоит в том, что ваш клиент получает полное представление о свойствах продукта и о том, как он поможет решить именно его проблему.

Характеристика - объективное свойство предмета, его неотъемлемое качество, конструктивная особенность. Отвечает на вопрос «что это? Что есть в предмете?».

Преимущество - принцип действия характеристики. Отвечает на вопрос «Как это работает?».

Выгода - объяснение того, как предмет решает проблему клиента. Описывая выгоду, старайтесь использовать те слова и выражения, которые использовал клиент при описании своей потребности. Отвечает на вопрос клиента: «А мне это зачем?».

Пример ХПВ:

Крем «Beauty-K »содержит гиалуроновую кислоту (Х) , которая отлично удерживает влагу в коже (П) , а это значит, что ваша кожа будет выглядеть свежей и упругой (В) .

У этой мультиварки специальное двухслойное покрытие (Х) , которое является более прочным и устойчивым к царапинам (П) , а это значит, что она вам долго прослужит(В) .

2. Презентация не должна быть долгой

Если продавец рассказывает слишком долго, клиент утомляется и внимание его рассеивается. Разбивайте информацию на блоки, и в промежутках между ними задавайте клиенту дополнительные вопросы, давайте попробовать/потрогать товар. Таким образом, вы будете постоянно вовлекать клиента в разговор и поддерживать его интерес.

3. Говорите просто

Старайтесь заменять сложные термины на более простые слова, и избегать чрезмерного употребления профессионализмов в речи. Ваша основная задача - объяснить клиенту выгода товара, а не блеснуть знанием терминологии.

4. Дайте попробовать товар

Предлагайте примерить товар, потрогать,опробовать демо-версию, если это возможно. Личный позитивный опыт клиента - это один из самых мощных стимулов к покупке.

5. Вера в продукт

И наконец, ваше личное отношение к товару должно быть позитивным. Если продавец не лоялен к продукции, он не может ее уверенно презентовать и уж тем более не может качественно отработать возражения. И наоборот, если продавец уверен в преимуществах товара, это заметно по его интонации, жестам, мимике. А это также является фактором, влияющим на решение покупателя о покупке.

Полезно

Если вашим сотрудникам необходим тренинг на отработку навыков презентации товаров и услуг, то вы можете заказать наш фирменный На нем мы разбираем как классические техники презентации товаров, так и авторские. Изучаем этапы презентации товаров и самые частые ошибки продавцов.

ЭФФЕКТИВНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Материалы, предложенные слушателям дистанционных курсов

Выдержки из педагогических методик

Эффективность - от лат. effectivus - дающий определенный результат, действенный . Целесообразный, повышающий некоторые показатели.

В бизнесе мультимедийная презентация давно стала эффективным маркетинговым инструментом, целью использования которого, прежде всего, является яркое, запоминающееся представление товара, услуги, компании перед аудиторией заказчиков и клиентов. Отсюда – четкие требования к поведению докладчика и самим слайдам, которые должны запечатлиться и в будущем принести доход компании (см. А. Попов «Как делать презентации и слайды». Книга предназначена менеджерам бизнес-компаний, но в ней есть много хороших советов, подходящих для учебных презентаций. http://www. *****/projects/txt/presentations/index. shtml).

Что презентовать в педагогике? Логичнее всего – свой опыт перед коллегами , оформляя открытые уроки или семинары для курсов повышения квалификации. Но может ли презентация помочь в процессе обучения, повысить показатели усвояемости материала?

Давайте сформулируем: какие показатели мы хотим улучшить, работая с презентацией на уроке. В описании авторских разработок учителя, как правило, пишут: «повысить интерес к изучаемой теме, развить навыки по анализу, систематизации материала». Но, смотря готовые презентации, остается непонятным, с помощью чего повышается интерес и формируются (закрепляются) навыки учащихся по систематизации материала.

Важно. Когда Вы угощаете гостей чаем с бутербродами, Вы не заостряете их внимание на том, каким ножом Вы резали ингредиенты угощения. Ваша цель – утолить голод, демонстрируя при этом свое кулинарное мастерство (должно быть вкусно). В использовании презентации (как, впрочем, и в целом ИКТ) на уроке важно, прежде всего, думать о главном: о цели и задачах урока и об учениках , которым с помощью презентации может быть более доступен, понятен, интересен материал урока. Только от этого зависит эффективность презентации.

Приведем примеры.

История. Движение войск, выполненное в виде анимированной модели на фоне карты сражения (Показ слайдов – Настройка анимации). Возможность смоделировать другие варианты битвы для обсуждения понятий «стратегия» и «тактика».

География. Презентация с подборкой высококачественных фотографий гор (Памир, Тянь-Шань, Кардильеры, Домбай и т. д.) к теме «Горы» (Вставка-Рисунок-Из файла). Создание заинтересованности к более глубокому изучению темы (впадины и высоты и т. п.), подготовка к домашнему заданию «Придумай легенду гор».

Математика. Построение фигур и их сечений в динамической последовательности для экономии времени на уроке (черчения на доске) в двух параллельных классах.

Литература. Рассмотрение неких характеристик двух литературных героев в параллели (на одном слайде – два портрета, две сцены из спектакля, два отрывка текста для анализа и т. п.).

Вы можете продемонстрировать всего 2 слайда на уроке, гармонично дополняя тему, информация на которых не будет дублировать учебник или Ваш устный рассказ. Но эффектом от их просмотра и обсуждения будет более осмысленное понимание учащимися сути вопроса, желание исследовать тему глубже (например, в рамках проектной деятельности). Именно так мы будем трактовать понятие «эффективная учебная презентация».

Планирование презентации

На подготовительном этапе, прежде чем начать работу за компьютером, необходимо ответить самому себе, как автору, на вопросы:

Кто ваши слушатели?

Каким опытом они обладают (материал должен быть подготовлен в форме повышенной сложности, доступной для среднего уровня форме или упрощенном варианте)?

Сколько человек будут зрителями?

Что следует предпринять, чтобы завладеть вниманием и сохранить интерес?

Сколько времени у вас будет на выступление?

Каковы ваши цели?

Как вы начнете и закончите свое выступление?

Как вы построите свою презентацию и чем воспользуетесь?

Что вы будете спрашивать?

Какие вопросы могут задать вам?

В каком оборудовании и демонстрационных материалах вы нуждаетесь?

    Сколько человек будут зрителями? Какой стиль презентации может предпочитать аудитория? Какие вопросы могут задать вам?

Преимущества мультимедийных презентаций

Мы изучаем инструментарий. Сегодня в нашем распоряжении есть MS PowerPoint, а завтра будет его усовершенствованная версия или вовсе другая программа. Важно понимать для чего, с какой целью мы используем его в своей работе, чем он может быть полезен в конкретных ситуациях.

Попробуем выделить некоторые преимущества.

Возможно в полной мере продемонстрировать преимущества и достоинства темы (представляемого проекта) с помощью графической, текстовой, звуковой и видео информации. Возможность наглядного обоснования своих аргументов. Презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создадут у зрителей позитивное отношение к представляемой информации. Возможность фокусировать внимание собеседников на выбранных именно Вами ключевых моментах. Многократное использование одной мультимедийной презентации, дополнение ее новыми текстовыми и графическими материалами, периодическая модификация.

При этом стоит помнить о том, что главным действующим лицом (на уроке, конференциях, защитах и т. п.) является не презентация, а человек (учитель, докладчик). Поэтому на этапе планирования презентации необходимо четко понимать сценарий своего выступления: задачу презентации, последовательность рассматриваемых вопросов, что показывать, а что озвучивать, время на диалог, время на подведение итогов и т. д.

«Дайте мне точку опоры, и я переверну мир!». Что же при создании презентации является «точкой опоры»? Если мы говорим об учебных презентациях, то это, прежде всего ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА. Не возможности конкретной программы, не эффекты анимации, не задача провести открытый урок. Мы должны понимать, какие новые (отличные от «классических» форм работы на уроке) способы, варианты, условия мы можем «обыгрывать» с помощью презентации так, чтобы наши ученики (аудитория) восприняла (поняла) материал.

Вопрос: как, на ваш взгляд, можно активизировать внимание аудитории с помощью презентации? Назовите не менее трех приемов.

Наглядность презентации

«Видение не есть чисто механический акт. Оно обусловлено душевными качествами», - писал Г. Вельфлин. «Способ видения подвержен развитию».

Когда мы сами готовим материал для демонстрации, нам необходимо понимать аудиторию и ее потребности. В учебнике изложен материал для «среднестатистического школьника ». Мы же, зная особенности класса, уровень подготовленности ребят, можем подобрать более понятные образы, доступные определения, удобную последовательность изложения материала. Мы можем выбрать для наглядной иллюстрации того или иного явления (события, персонажа) «примитивы» или утонченные образы, расставить акценты на моментах, важных конкретной аудитории, создать определенное настроение для погружения в тему.

Упаковка презентации – это последний этап, влияющий на эффективность использования продукта в дальнейшем, на других компьютерах. Упаковка позволяет грамотно сохранить презентацию (включая все файлы-приложения: звук, видео, специальные программы, дополнительные шрифты).

Напоминаем, что перед сохранением презентации необходимо позаботиться об ее оптимизации, т. е. произвести сжатие картинок. Выделив любой рисунок в презентации, проделать следующие действия: «Формат-Рисунок», вкладка «Рисунок», «Сжатие», а затем расставить флажки - «применить ко всем рисункам документа», «изменить разрешение для Интернета и экрана», «сжать рисунки», «удалить обрезанные области рисунков». Панель инструментов «Настройка изображения» также автоматически поднимается при щелчке на рисунке, или «Вид-Панели инструментов – Настройка изображения».

В меню Файл выберите команду «Подготовить для компакт-диска». Откроется диалоговое окно «Упаковка для записи на компакт-диск».

1. В поле Название компакт-диска введите имя папки, например Презентация.

2. Нажмите кнопку «Добавить файлы» (добавление использующихся файлов в презентации – звук, иллюстрации, текстовые приложения и т. д.)

4. Нажмите кнопку «Параметры». Если показ будет выполняться на компьютере без PowerPoint, программу PowerPoint Viewer включить необходимо. В поле со списком предлагается параметр «Воспроизводить все презентации автоматически в указанном порядке». Это необходимо, если упаковывается несколько презентаций. Щелкните стрелку и просмотрите другие доступные параметры воспроизведения. Оставьте выбранным параметр по умолчанию (первый).

5. Требуется также уверенность, что файлы звукозаписи (видео) будут упакованы в ту же папку; сейчас ссылки на них указывают на ваш компьютер. Поэтому оставьте установленным флажок «Связанные файлы».

6. Конфиденциальность доступа к презентации будет влиять на ввод автором пароля или игнорирование этих полей. Пароль применяется к файлам. ppt, .pot, .pps или.mht в пакете и применяется только к упакованным версиям; исходные пароли любых файлов изменены не будут.

8. В диалоговом окне «Упаковка для записи на компакт-диск» нажмите кнопку «Копировать в папку». Папке уже присвоено имя; поэтому выберите расположение, в котором ее следует сохранить, нажмите кнопку «Выбрать», а затем нажмите кнопку «ОК». PowerPoint создаст папку и упакует в нее файлы.

9. Нажмите кнопку «Закрыть».

Http://ito-center. *****/edu/download/list1/004/4-3.3.pdf - подробно о том, как сделать анимационные эффекты в презентации. http://www. *****/files/progobuch1/new_page_57.htm - советы по работе в т. ч. с анимацией в презентации. http://www. /htm/kopilka/uroki1/32.htm - применение специальных эффектов и ссылок (урок). http://www. *****/department/office/intelteach/14/ - все о создании мультимедийной презентации (с пошаговыми инструкциями). http://www. *****/department/office/intelteach/14/8.html - упаковка презентации.

Дополнительные источники (книги, курсы, статьи) о работе с MS PowerPoint

Обучающие курсы, новинки, консультации по работе с MS PowerPoint на сайте Microsoft Office Online.

http://office. /ru-ru/powerpoint/FX.aspx

А. Попов Как делать презентации и слайды. Книга предназначена менеджерам бизнес-компаний, но в ней есть много хороших советов, подходящих для учебных презентаций.

http://www. *****/projects/txt/presentations/index. shtml

Клуб «PowerPoint» http://www. *****/main. php? area=club&level=advice&cat=1 Ответы на вопросы разработчиков презентаций.

Делаем презентацию во Flash. Краткое руководство.

http://*****/articles/index. php? idart=145

· В качестве эпиграфа (важно)

В презентации должны быть правильно оформлены цитаты (см. http://*****/spravka/letters/?rub=rubric_76) и ссылки на интернет-источники (см. http://*****/spravka/letters/?rub=rubric_79).

Мы предлагаем Вам лишь несколько отрывков из книги «Практическая педагогика для начинающих преподавателей» (М., 2003, «Ассоциация профессионального образования »), которые достаточно подробно дают ответы на вопросы «какой должна быть эффективная презентация».

Три уровня обучения: сначала должна работать мысль, затем – память и на завершающем этапе – руки. В современной трактовке эти уровни называют уровнями понимания, усвоения и применения:

Элементы первого уровня (осознание, осмысление, обобщение). Осознание учебной информации. В её основе лежит установление соответствия между словом и образом. Для такого соответствия необходимо взаимодействие первой и второй сигнальных систем человека. Так, при ознакомлении с образной информацией учащийся пытается представить её в словесном выражении, а услышанное – перевести на язык образов.

Осмысление информации. В основе осмысления лежит установление взаимосвязи между понятиями и представлениями, а также характера этих взаимосвязей. Прежде чем запоминать, надо понять. То есть установление на занятии большого числа связей между единицами усвоения способствует лучшему их осмыслению.

В качестве основных видов и приемов обобщения могут использоваться:

Понятийные обобщения – выявление общих признаков, выделение существенных признаков;

Обобщение на уровне понятий второго рода – объединение понятий, использование аналогий;

Обобщения межпредметные и межматематические;

Статистические обобщения с использованием средних значений, частот и оценки частоты связи;

Тематические обобщения с использованием одномерной, двухмерной и многомерной классификаций, матриц связей и структорно-логических схем.

Наглядной иллюстрацией использования перечисленных выше видов классификаций могут служить следующие примеры.

По истории: какие из перечисленных событий произошли при Петре I (приводится несколько исторических событий и соответствующие даты).

По физике: классифицируйте следующие понятия – давление, скорость, инерция, сила, плотность.

- Прямое включение (вовлечение) аудитории в суть рассматриваемой проблемы (явления), воздерживаясь от приведения собственных аргументов (постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации).

- « Эффект неожиданности». Используйте неожиданную и не известную студентам информацию, имеющую отношение к рассматриваемой теме, а также выпуклые формулировки с «оживляющим эффектом».

- «Провокация». На короткий отрезок времени вызовите у учащихся реакцию несогласия с излагаемой информацией.

Гипербола.

Сопоставление различных точек зрения по рассматриваемому вопросу.

Психолог отмечает, что восприятие посредством зрительного канала осуществляется на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховой канал – только на уровне представления. То есть считываемая информация воспринимается лучше, чем «со слуха».

Интересную теорию восприятия информации предложил академик Амосов этой теории переработка информации человеком происходит на нескольких уровнях (кодах): уровне знаков (условных изображений), уровне слов, уровне фраз и уровне смысла. Причем на практике переоценивается роль высших уровней – слов, фраз, смысла и недооценивается уровень условно-схематических изображений. Хотя он и имеет наибольшую пропускную способность. Условно-схематические изображения целесообразно использовать для раскрытия сущности сложных явлений и процессов, описание которых затруднено общепринятыми словесными методами. Идеальным вариантом изложения представляется такой, при котором каждый рассматриваемый вопрос сопровождается иллюстрированным материалом, а слова используются для установления связи между ними, разъяснения и выводов.

В визуальной информации имеются свои закономерности. Вот некоторые из них.

Вертикальная линия считывается дольше, чем горизонтальная, хотя они равны по величине. Отсюда следует, что текст, напечатанный в столбик, считывается медленнее, чем его горизонтальный вариант.

Психологи утверждают, что вертикальных текстовых перечислений должно быть нечетное число: 3,5,7. А наибольшее их число, которое запоминает человек, равно 7+2. четное число вертикально записанных перечислений запоминается хуже.

Американские исследователи, занимавшиеся психологией восприятия, ещё в 20-е годы определили, что лучше всего запоминается информация, расположенная на доске в правом верхнем углу. Ей принадлежит 33% нашего внимания. Затем идут соответственно левый верхний (28%), правый нижний (23%) и левый нижний (16%) углы.

На прочность запоминания влияет осмысление материала. Преподаватели должны подумать о том, чтобы учащиеся получили глубокое и яркое впечатление о том, что им предстоит запомнить.

Действенный способ запомнить материал учащимся – ассоциировать его с другим известным им, но рассмотреть эту информацию со всех возможных точек зрения. Этому могут помочь ответы на следующие вопросы: Почему это так? Когда так бывает? Где так бывает? Кто сказал, что это так? И т. п.

Основными задачами заключительной части занятия, как правило, являются:

· Суммирование и подытоживание рассмотренного учебного материала;

· Усиление впечатления от занятия и закрепление в сознании учащихся его основных положений;

· Постановка перед аудиторией конкретных учебных задач и рекомендаций по их выполнению.

Заключение может включать призыв к действию, установку, искренний комплимент, юмористический финал, поэтические строки или цитаты, кульминацию, т. е. точку наивысшего напряжения или подъема и т. д.

Критерии периодизации

(автор периодизации Д. Эльконин, дополнения Ф. Моргун)

Дошкольное детство (3-7 лет):

Социальная ситуация развития : Ребёнок Взрослый.

На познание отношений.

Личностная (потребностно-мотивационная).

Ведущая деятельность: Сюжетно-ролевая.

Личностные новообразования: внутренняя позиция, соподчиненность мотивов.

Младшее школьное детство (7-12 лет):

ребёнок сверстники.

На что направлена познавательная деятельность: на познание начальных наук.

Какая сфера психики преимущественно развита: интеллектуально-познавательная деятельность.

Ведущая деятельность: учение.

Личностные новообразования: производственное целеполагание.

Младший подростковый возраст (12-15 лет):

Социальная ситуация развития: младший подросток = сверстники

На что направлена познавательная деятельность: на познание системы отношений в разных ситуациях.

Какая сфера психики преимущественно развита: личностная (потребностно-мотивационная).

Ведущая деятельность: интимно-личностное общение.

Личностные новообразования: способность к идентификации.

Старший подростковый возраст (15-17 лет):

Социальная ситуация развития: Старшие подростки сверстники.

На что направлена познавательная деятельность: на познание профессий.

Какая сфера психики преимущественно развита: познавательная.

Ведущая деятельность: учебно-профессиональная.

Личностные новообразования: чувство одиночества, первая любовь.

Урок №2 «Поиск и использование интернет-ресурсов в презентации»

Сегодня все представляют, что такое поиск в Интернете, однако надо понимать проблемы и особенности (опасности) Интернета как ресурса, особенно в образовательной сфере.

Особенности публикаций в Интернете:

Позитивные:

1. Возможность поддерживать представляемую информацию на актуальном уровне.

2. Богатое разнообразие «полезных» данных.

Негативные:

1. Огромные объемы (десятки миллиардов информационных объектов).

2. Большое количество недостоверных документов.

3. Быстрое развитие технических средств работы с документами.

Практический выход из негативного тупика – использование на начальных этапах поиска «достоверных источников» (энциклопедии, словари, справочники, специализированная литература, публикации в СМИ, архивные фонды, музейные экспозиции и др.). Что дает использование классических источников:

1. Ориентацию в корректной терминологии.

2. Ориентацию в относительно выверенных фактах.

Это позволяет создать определенную информационную базу для собственной работы, которую можно в дальнейшем расширять за счет других, в том числе и недостоверных источников с помощью методов критического мышления.

Источники

Энциклопедии, словари, справочники . Это классические источники, использующиеся, как правило, на начальной стадии исследования и позволяющие сориентироваться в проблематике задач, их терминологии, обозначить основные компоненты изучаемой системы.

С одной стороны наиболее доступный источник (краткие энциклопедии имеются во многих библиотеках), а с другой – фундаментальные энциклопедические издания либо устарели («Большая советская энциклопедия» издавалась более 30 лет назад), либо недоступны местным библиотекам из-за высокой стоимости, маленького тиража и т. п. Энциклопедии в Интернете (е сть как бесплатные, так и платные). Наиболее популярными сегодня являются портал «Рубрикон» (http://www.) и раздел «Энциклопедии» поисковой системы «Яндекс» (http://slovari. *****).

Публикации в СМИ . Наверное, многие помнят времена, когда тематические вырезки из газет и журналов аккуратно складывались в папки или даже вклеивались в специальные альбомы. Огромным «плюсом» таких изданий (по сравнению со специализированной литературой) является их публицистический характер. Сегодня Интернет позволяет быстро осуществлять поиск в масштабных архивах изданий, привлекая не только центральные, но и региональные СМИ. Интернет-архивы СМИ . Большинство центральных, а также некоторые региональные и муниципальные СМИ имеют собственные сайты, в том числе и содержащие архивы публикаций в электронном виде. В качестве примеров можно привести сайты «Учительской газеты» (http://www. *****), «Русского журнала» http://**, «Наука и жизнь» (http://www. *****).

Специализированная литература . Несомненно, это один из наиболее весомых типов источников. Сегодня у пользователей Интернета есть уникальная возможность – получить доступ к каталогам центральных библиотек и воспользоваться услугой «электронной доставки документов»: заинтересовавшие интернет-посетителя материалы могут быть засканированы и либо высланы по электронной почте, либо размещены на сервере для скачивания. Однако, как правило, эта услуга является платной, но удобной, а во многих ситуациях – единственным способом получения интересующих материалов. Для примера укажем адреса сайтов крупнейших отечественных библиотек –Российской государственной библиотеки (бывшая «библиотека им. Ленина» –http://www. *****) и Санкт-Петербургской «Российской национальной библиотеки» (бывшая «библиотека им. Салтыкова-Щедрина» – http://www. *****).

Архивные фонды . Для профессионального исследователя – это один из основных источников первичной информации, но во многих случаях совершенно недоступный до сих пор большинству людей без специального направления. Многие архивы (особенно центральные) сегодня имеют свои сайты, позволяющие ознакомиться с их каталогом и иногда – с отдельными документами. Кроме того, на сайтах архивов периодически оформляются виртуальные выставки с преставлением некоторых документов. Интересными примерами могут служить сайт Центрального государственного архива кинофотодокументов г. Санкт-Петербурга (http://photoarchive. *****) и сайт-каталог «Государственные архивы РФ», в т. ч. хранящий фотодокументы о Великой отечественной войне» (http://**).

Сайты музеев . Зачастую сайты музеев содержат виртуальные выставки, а также могут служить примерами построения виртуальных экспозиций. Сегодня в Интернете представлено достаточно много музейных сайтов. Их адреса можно почерпнуть на портале «Музеи России» (http://*****).

Поисковые системы и каталоги в Интернете

Помимо специализировнных ресурсов перечисленных типов, в Интернете опубликовано колоссальное количество материалов (статей, фотографий, рисунков и др.), которые могут оказаться полезными источниками информации в исследовательской деятельности . Такие ресурсы могут быть найдены с помощью поисковых систем, которых сегодня существует не один десяток. Наиболее популярными среди российских пользователей являются «Яндекс» (http://www. *****), «Google» (http://www.), «Рамблер» (http://www. *****), «Апорт» (http://www. *****).

Принцип использования таких поисковых систем прост: пользователь должен ввести ключевые слова, которые, по его мнению, описывают тематику искомых материалов, система осуществляет отбор документов и выдает пользователю список ссылок на отобранные материалы.

Важно понимать, что ни одна поисковая система не осуществляет поиск в «живой» сети , а проделывает эту операцию в специальной собственной базе данных , хранящей описание некоторого множества документов из Интернета. Состав включенных в базу данных документов специфичен для каждой конкретной системы и всегда является неполным по отношению к истинному состоянию Сети. Именно поэтому никогда нельзя ответить на вопрос: «какая поисковая система лучше?».

При решении исследовательских задач важным показателем эффективности поиска является его полнота, характеризующая то, как много документов было найдено по отношению к тому, что вообще можно было найти в Интернете. Очевиден тот факт, что любой проведенный поиск является заведомо неполным , как по объективным (всегда существуют документы, не представленные в базе данных используемых поисковых систем), так и по субъективным причинам (наборы ключевых слов, указанных пользователями, не всегда совершенны). Но если борьба с объективными причинами находится за гранью возможностей пользователя, то работа над «качеством» запросов является одним из важных инструментов повышения полноты поиска в исследовательских задачах.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые аспекты методики улучшения «качества» запросов. Прежде всего, надо понимать, что процедура поиска должна быть циклической: пользователь вводит ключевые слова – система отбирает документы – пользователь анализирует результаты и уточняет состав запроса, после чего поиск производится повторно . Чем сложнее исследовательская задача, тем больше может потребоваться итераций поиска.

При уточнении запросов помимо включения новых ключевых слов, выбранных из найденных документов, можно использовать и другие приемы расширения на основе имеющихся ключевых терминов:

    конкретизация имеющихся терминов (например, для термина «Москва» могут использоваться конкретизирующие термины «город», «город-герой»); использование синонимов, синонимичных выражений для имеющихся терминов; использование устаревших, измененных терминов, отмененных и замененных понятий (например, устаревший термин «электронно-вычислительная машина» вместо термина «компьютер», название «Ленинград» вместо «Санкт-Петербург» и т. п.); использование имен людей, связанных с разработкой используемых понятий, с исследуемыми событиями и т. п. сведения о странах, местностях, населенных пунктах и т. п., связанных с используемым понятием.

Кроме приемов изменения запросов на каждом очередном «витке» поиска, для повышения полноты его результатов следует также использовать различные поисковые системы. Экспериментально легко убедиться, что для одного и того же запроса результаты, выдаваемые разными системами, будут различны практически всегда.

Интернет и презентация

Памятуя о том, что обсуждалось в уроке №1, что не технологии и не Интернет мы делаем исходной точкой для планирования эффективной презентации, а педагогические задачи, стоящие перед нами, обозначим пять принципов педагогической техники, которые нам помогут понять как и зачем нам использовать интернет-ресурсы в презентации. Внимательно прочитайте и постарайтесь «примерить» к этим принципам интернет-технологии.

Принципы педагогической техники (, 1999)

ПРИНЦИП СВОБОДЫ ВЫБОРА

В любом обучающем или управляющем действии, где только возможно предоставлять ученику право выбора. С одним важным условием: право выбора всегда уравновешивается осознанной ответственностью за свой выбор.

Вот только некоторые примеры свободного выбора: " задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у дети сами выбирают, какие трудные слова учительница должна написать на доске; дает ученикам только тему, а учащиеся сами определяют, какой предмет изготовить и из какого материала («Основы педагогического мастерства» /Под ред. . М.:Просвещение, 1989. С. 211.).

ПРИНЦИП ОТКРЫТОСТИ

Не только давать знания но еще и показывать их границы. Сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса.

Нет, не сумма аккуратно уложенных в голову ответов на стандартный перечень вопросов главное достояние школьника! Какие задачи решают в школе? Так называемые «закрытые» задачи, то есть имеющие точное условие (из пункта А в пункт Б...), строгий алгоритм решения, единственно верный ответ. А какие задачи ставит перед человеком жизнь? Открытые задачи! Имеющие достаточно размытое, допускающее варианты условие (как найти себе работу? спутника жизни? как увеличить прибыль предприятия? уменьшить вероятность аварии?..), разные пути решения, набор вероятных ответов.

ПРИНЦИП ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Освоение учениками знаний, умений, навыков, смыслов организовывать преимущественно в форме деятельности.

А Бернард Шоу утверждал: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность».

Что значит работать со знанием? Говоря общими словами, это означает его применять, искать условия и границы применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах...

ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ

Регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи.

Чем более развита система – техническая, экономическая, социальная или педагогическая, тем больше механизмов обратной связи в ней. Учитель в уроке отслеживает настроение учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания...

ПРИНЦИП ИДЕАЛЬНОСТИ (высокого КПД)

Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

Чем больше активность, самоорганизация учеников, тем выше идеальность обучающего или управляющего действия. Если мы грамотно согласуем содержание и формы обучения с интересами школьников, то они тогда САМИ будут стремиться узнать: а что же дальше? Согласуем темп, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и САМИ захотят ее подкрепить.

Использование интернет-контента в презентации

Если раньше у нас не возникало сомнений по поводу достоверности информации (учебники утверждены и одобрены), то сегодня информационного шума много как в интренет-пространстве, так и в СМИ, и даже в книгах. Использование контента из Интернет должно быть продумано и целесообразно. Более того, Интернет можно использовать как некую педагогическую среду для выработки таких важных навыков учащихся, как: анализ, структурирование, аннотирование, поиск.

1. В Интернете много разной информации, порою, противоречивой, на одну и ту же тему. Сравните (о маршале): http://marshalgukov. *****, http://militera. *****/memo/russian/katukova_es/17.html, http://www. /books/slova-obratno/30.htm. Эту вариативность можно ругать, обсуждать, а можно использовать как альтернативную информационную среду для развития способностей видеть возможность выбора и осуществлять этот выбор. Например, для подготовки проблемного урока «Герои: люди или идолы?». Подготовка такого урока может включать следующие этапы: учитель выдает список рекомендуемых к изучению ресурсов или задает ребятам самостоятельный поиск интернет-ресурсов по теме. Найденные и отсмотренные сайты должны быть аннотированы учащимися. Затем – краткое обсуждение найденных материалов и урок-дискуссия о героях. К такому уроку эффективна будет презентация учителя, содержащая емкие цитаты, портреты (большие, качественные, возможно, несколько для сравнения) и т. д.

2. Использование интернет-ресурсов, понятных и понимаемых детьми, выражает уважение к личности ребенка, искренний интерес к его внутреннему миру, доверие. Так, например, занятия по иностранному языку в начальной школе могут сопровождаться презентацией, подготовленной учителем в соответствии с программой, но с использованием материалов сайта «Смешарики» http://***** (со ссылкой на источник). Или учитель физики начинает тему «Резонанс» с вопроса: почему электрическая гитара, в отличие от акустической, может иметь любую, даже весьма причудливую форму корпуса? И подтвердил свой вопрос показом нескольких картинок с гитарами популярных рок-музыкантов http://www. *****/eguitars/zombie. html.

3. Образное мышление. Использование интернет-ресурсов при закреплении материала в презентации «Аналогии». Пример. Литература. Образ Печорина. Задание учащимся: подготовьте не более 3 слайдов презентации, подобрав к определенному времени своих литературных (исторических) героев и обосновав свою позицию. В данном случае учитель демонстрирует свою версию выполнения такого задания как пример, оперативно подобрав материал в Интернете.

1. Необходимо указывать источники цитирования как текстов, так и иллюстраций. Ресурсы Интернета – это самые слабо защищенные, с точки зрения произвольного и выборочного копирования, материалы: довольно просто выделить фрагмент текста или иллюстрацию, скопировать и вставить этот фрагмент в любой другой электронный документ. Однако следует помнить, что информационная культура предполагает оформление источников при цитировании, а вопросы авторских и имущественных прав – письменного разрешения правообладателя на самостоятельное размещение информации на публичных ресурсах, даже если это размещение осуществляется в некоммерческих целях. Особенности вступившей в силу с 1 января 2008 года 4й части Гражданского Кодекса РФ по вопросу авторских прав http://www. ukon. su/laws/kodeks/7679.html. Комментарии к Закону http://*****/ru/news/civil_code/2007/3/14/kommentarii_ .

Чаще всего к презентациям прибегают в сфере бизнеса для представления новых проектов, продуктов, услуг и т.д. Однако презентации сегодня являются традиционной подачей новой информации также и в научном сообществе, и в государственном управлении, и в образовательной сфере.

Каждый день в разных уголках земли на суд публики выносятся тысячи презентаций притом, что лишь малая часть из них справляется со своими задачами. Большинство презентаций – набор скучных фактов и картинок. Об этом говорит также и известный специалист в области создания презентаций Нэнси Дуарте:

«Презентации – это валюта деловой жизни, поскольку это самый эффективный инструмент воздействия на аудиторию. Тем не менее многие презентации скучны. Большинство из них представляют собой чудовищный коммуникационный провал, а остальные просто неинтересны….

Многие корпорации дрессируют своих служащих, чтобы те складывали лишенные смысла фразы, переносили их на слайды и говорили, будто роботы. Культурной нормой для ведущих презентаций стало прятаться за слайдами – можно подумать, это признак успешной коммуникации…»

Как любая другая форма коммуникации, презентация требует кропотливой работы над ней. Эта работа также начинается с изучения объекта представления и аудитории, для которой готовится информация. Далее, в соответствии с типом презентации, разрабатывается ее вербальный и визуальные тексты.

Типы презентаций

Презентации можно разделить на две группы:

– те, что будут представлены перед аудиторией,

– те, что передаются или рассылаются аудитории для самостоятельного ознакомления.

В первом случае в презентации, показываемой на экране, будет немного слов, т.к. основную информацию озвучит выступающий. Второй тип презентации требует представления как можно большего количества данных и подробностей с тем, чтобы представителю аудитории все было ясно и без дополнительных вопросов.

По поводу презентации второго типа стоит привести слова той же Нэнси Дуарте:

«Сегодня больше, чем когда-либо прежде в истории, выдающиеся презентации имеют возможность перешагнуть границы того момента, когда они состоялись. Сегодня презентации могут быть увидены миллионами людей, которые на них лично не присутствовали. Вашу презентацию смогут посмотреть еще раз и еще раз на протяжении длительного времени, после того как вы с ней выступили. Последняя лекция Ренди Поша (Randy Pausch ) была просмотрена на канале "YouTube " 12 миллионов раз. Вэб-сайт TED .com хранит в себе 11-минутные презентации и имеет более 100 миллионов посетителей».

Длительность эффективной презентации

Как уже говорилось выше, стандартная презентация длится 15-20 минут, но может быть и п родолжительнее. Так или иначе, она должна быть лаконичной и емкой. Как отмечает Нэнси Дуарте, «презентации проваливаются из-за переизбытка информации, а не из-за ее нехватки. Стоя перед аудиторией, не надо хвастать знаниями и извергать все важные и неважные сведения на конкретную тему. Поделитесь только тем, что необходимо в данный момент и подходит данной аудитории.

Авраам Линкольн составил Геттисбергское послание всего из 278 слов и произнес его за две минуты с небольшим. И хотя это одна из самых коротких речей в истории, она также считается и одной из величайших…».

Для того чтобы уложиться в выделенное время, можно использовать метод самоограничения. Так, если организаторы предоставляют 15-20 минут, подготовить презентацию на 15 минут. Если 40 – 60 минут, то только на 40 или даже на 35. Такой подход мобилизует личную креативность, заставляет отбирать только самые емкие и лаконичные идеи, мысли и слова.

Более подробную информацию на эту тему можно найти в книгах А. Назайкина

"Как только вы сделали первый шаг, ваша эффективность начинает зависеть от вашей способности влиять на окружающих с помощью устного и письменного слова!" (Питер Друкер)

Презентация - это самый эффективный способ привлечения внимания целевой аудитории, партнеров, коллег, и поставщиков - к бренду, торговой марке или компании!

С помощью презентации можно наглядно и объемно представить всю информацию о продукте, новинках и успехах компании, а также о перспективах ее развития, включая возможность ознакомления партнеров и инвесторов с бизнес-планом компании.

Визуализированная информация легче воспринимается и хорошо запоминается!

Для того, чтобы создать информативную и интересную электронную презентацию необходимы не только специальные знания по программным продуктам, в которых создается презентация, но и базовые знания правил создания эффективных презентаций . А также отменные ораторские способности!

Все знают Стива Джобса — основателя компании Apple , предпринимателя, изобретателя, дизайнера и, кроме прочего, — великого оратора! Стив Джобс — выдающийся коммуникатор на мировой арене инновационного маркетинга. Презентации и выступления Джобса приводили, и, благодаря сохранившимся видеозаписям, приводят миллионы людей в восторг благодаря велеколепной подаче материала — простой, доступной, информативно насыщенной и хорошо структурированной — для легкости восприятия! Ради таких презентаций люди преодолевали тысячи километров.

Он умел не только захватить внимание аудитории, но и удерживать его в течении всего выступления, умел создать накал страстей вокруг презентуемого продукта, развеселить слушателя, заставить его участвовать в процессе, и многое другое. При этом, Джобс был самоучкой, и сам разработал для себя определенные правила создания презентации, к которым крайне стоит прислушаться, чтобы сделать и свою презентацию успешной и эффективной!

Итак, правила создания презентации от Стива Джобса!

Акт первый - Создайте историю (Инструменты для завоевания аудитории)

Для того чтобы эффективно и с позитивной энергией продать вашу идею, необходимо, перед созданием презентации придумать ее историю: основные идеи , оформление — текст , заголовки , иллюстрации , сценарий и другие составляющие.

1.Сценарий . Ваша презентация и дальнейшее выступление должны иметь свой сценарий, как своеобразное "театральное действие", содержащее завязку, кульминацию, конфликт, развязку, злодеев и героев и демонстрации.

Обязательно включите в презентацию демонстрацию вашего продукта! И, по возможности, его свойств и функций. Люди всегда хотят видеть то, о чем вы им рассказываете, и знать, какую идею вы им представляете.

Антагонисты и герои. Любой слушатель задается вопросами: «Зачем мне это нужно? Для чего мне эта презентация, какая от нее польза? ». Для того, чтобы ответить на этот вопрос, вы должны представить слушателю существующую проблему , к примеру, «загрязненная питьевая вода - подтачивает наше здоровье! ». Проблема - это и есть антагонист - враг, с которым нужно бороться. Герой же - это ваш продукт , к примеру, уникальные фильтры для очистки воды, который решает проблему загрязненной воды и устраняет опасность причинения вреда вашему здоровью, т.е. побеждают антагониста. Представляя антагониста и героя вы даете слушателю четко понять, зачем ему это нужно!

2.Текст, буллиты, заголовки, реквизит и т.д.Тексты и буллиты (списки) - это самые неэффективные способы представления информации. Поэтому текст презентации должен быть максимально кратким и выделять только действительно важную текстовую информацию. Буллиты или списки почему-то считаются благоприятной для восприятия формой подачи текста и предлагаются во всех шаблонах для презентаций как основа. Но нет, буллиты эффективны только в тех случаях, когда их количество малое - 3-4 шт. в списке. Иначе - никто ничего не запомнит то, что находится в перечне.Постарайтесь остановиться именно на числе 3, человеческий мозг устроен так, что акцентирует внимание и легко запоминает именно три позиции неважно чего. Магическое число 3 должно проходить через свою вашу презентацию.Когда вы пишете сценарий презентации, выделите три идеи, которые должны вынести из выступления ваши слушатели - легко запоминаемые и воспроизводимые без письменных шпаргалок. Используйте так называемое «правило трех » как можно чаще!

Очень важно "украсить" ваш текст риторическими приемами - метафорами и аналогиями . Именно они сделают ваш текст привлекательным, к тому же, примеры и сравнения позволяют запомнить даже сложную информацию!Ярким примером тому может служить метафора Стива Джобса: «Для меня компьютер - это эквивалент велосипеда для мозга ! ». Используйте в своем тексте "живые" эпитеты - невероятный, удивительный, роскошный, шустрый и т.д. Слова, которые цепляют и создают положительный эффект от вашей речи. Избегайте профессионального жаргона! Используйте его максимально редко, только по необходимости и с обязательным объяснением смысла.

Заголовок должен быть коротким, 140 символов и меньше, какая бы сильная идея в нем не заключалась!Наиболее запоминающейся является следующая последовательность слов в заголовке: «подлежащее, сказуемое, допол-нение». К примеру, когда Джобс презентовал iPhone , он воскликнул: «Сегодня Apple изобрел телефон! », или презентация iPod: «iPod. Тысяча песен у вас в карма-не ».

Реквизит . Всю аудиторию слушателей можно разделить на три типа людей: визуалы , аудиалы и кинестетики . Необходимо захватить внимание всех трех типов, поэтому презентация не должна состоять только из слайдов и текста выступления, необходимо подготовить реквизит - образцы продукта, которые можно продемонстрировать аудитории или передать в зал.

Акт второй - Создайте переживания (Секреты увлекательной презентации)

1.Превосходство изображений. Как уже отмечалось, текст электронной презентации должен быть максимально кратким, в отличии от необходимости присутствия в презентации изображений. Фотографии, иллюстрации и схемы представляют любую информацию намного ярче, доступнее и нагляднее, вызывая у аудитории понимание и нужные эмоции.

2.Цифры. Если в презентации нельзя уйти от представления цифровой информации, то сделайте цифры - преимуществом и создайте с их помощью нужный эффект. Для это нужно придать вашим цифрам привлекательный облик, т.е. придать им какой-то интерес или значимость для аудитории. Например: «30 ГБ памяти iPod достаточ-но для хранения 7500 песен, 25 000 фотографий или 75 часов видео».


3.Развлечения. Не забывайте о том, что аудиторию нужно развлечь, и отвлечь ее внимание на какое-то время, к примеру, провести с аудиторией игру, показать какую-либо сценку или пригласить гостя.

4.Момент «Вау!». Необходимо обязательно подготовить момент, который взбудоражит вашу аудиторию. Момент, касающийся одной вещи или одной темы! Такой момент, который бы слушатель вспомнил в первую очередь, если бы кто-то его спросил: «что было на презентации? ». Например: на презентации МасВоок Air - самого тонкого ноутбука в мире, Джобс показал действительно уникальную тонкость ноутбука, запечатав его в почтовый конверт!

Акт третий - Совершенствуйтесь и репетируйте (харизма, управление речью,естественность, язык тела)

  • Никогда не читайте по бумаге , иначе аудитория не будет вас слушать. Вы должны говорить непринужденно, чтобы создалось впечатление, что вы говорите с каждым слушателем индивидуально.
  • Создайте зрительный контакт с аудиторией - ваши глаза должны быть постоянно устремлены в зал, а не на слайды презентации.
  • Открытые позы - не скрещивайте руки или ноги, не становитесь за трибуну, не поворачивайтесь к аудитории спиной!
  • Жестикуляция - пользуйтесь приемами и жестами для того, чтобы создать нужный эффект вашей речи и подчеркнуть самые важные моменты.
  • Регулируйте громкость речи , подчеркивайте важные моменты громкими восклицаниями и делайте паузы между отдельными смысловыми частями речи.
  • Получайте удовольствие от вашего выступления, покажите аудитории свою страсть к идеи или к продукту , которые демонстрируете!
  • Каждые 10 минут меняйте способ представления информации - картинки, видео, речь, выступление гостя и т.д., все это должно постоянно вовлекать слушателя в презентацию и, одновременно, давать «передышку» его восприятию!

Теперь вы знаете, как сделать «живую» презентацию! Применяйте эти правила и создавайте новые успешные презентации . И, кто знает, возможно, великий коммуникатор - Стив Джобс - останется далеко позади вас в вопросах успешности и привлекательности брендов!