Отношение к религиям русской молодежи на английском. Отношение современной молодёжи к религии. Социальные стереотипы поведения современной молодежи

Улыбина Анна Александровна,

МБОУ «Сеяхинская школа-интернат»,

с. Сеяха, Ямальский район

Вначале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста,

и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Невозможно себе представить развитие и формирование культуры российского общества, да и мира в целом, без христианства.

Молодежь… Почему именно молодежь рассматривается столь пристально? Да потому что именно современная молодежь является носителем культуры, в том числе и религиозной. Старшее поколение коренным образом отличается от молодых не только возрастом, но и взглядами на жизнь, отношением к людям, религии и многим другим. На сегодняшний день молодёжь России - это почти треть населения нашей страны. К категории молодёжи относятся граждане России от 14 до 30 лет.

Рассмотреть и понять отношение верующей и неверующей молодежи к религии, можно лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. Повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов - это одна сторона, и развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей - другая.

Начиная со второй половины XX века стали проводиться исследования религиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.) всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.

Ретроспектива экономического кризиса 1998 года в России позволяет делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 году вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. Кризис августа 1998 года и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие (религиозные или атеистические) воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям .

В XXI веке религиозная ситуация не претерпела сильных изменений, наблюдаются рост религиозности от самых маленьких до взрослых. Большая часть молодых людей заявляют о вере в Бога, идет ослабление позиции сознательного безверия, т.е. молодые люди не верят ни в какие сверхъестественные силы. Но все же религиозное мировоззрение у большей части молодых верующих, особенно тех, кто следует своеобразной «моде» (к примеру, стало «модным» посещать храм, носить крестик, поставить святым свечку в церкви, прилюдно перекрестится и т.д.) к внешней, показной религиозности, отличается нечеткостью и размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

На основании различных исследований можно сказать, что религиозность молодых людей значительно выросла. А что же исследования, которые мы с вами не проводили и в которых не участвовали?

Давайте сами попробуем разобраться и проанализировать сложившуюся ситуацию. У нас у всех есть родители, бабушки и дедушки, которые регулярно посещают церковь и соблюдают церковные обряды; практически у всех дома есть иконы, а в бумажниках и кошельках лежат всевозможные молитвы и обереги. С самого детства мы слышим от старших: «Не делай так, а то Боженька накажет». Неоднократно нам повторяли, что надо ходить в церковь, что надо чтить и жить по законам Божьим. Может поэтому в церкви можно увидеть столько молодёжи? Насильно никого не заставляют молиться, в церковь идут добровольно. Библия не была настольной книгой, но как-то само собой появляется интерес к ней. Появляется желание посетить службу, пообщаться с глубоко верующими людьми. Многое переняла молодежь у старшего поколения - значит ей это надо!

Молодёжь сохраняет веру в Бога, религию, которую пронёс русский народ через множество больших испытаний. Веру, которая выдержала период гонения, эру советского атеизма, период перестройки, когда молодое поколение было похоже на медведя-шатуна.

Но та ли это религиозность, которую нам проповедует православная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения; чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиною в жизнь, как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же в молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов .

Отношение молодого поколения к религии перестало быть чем-то таинственным, высоко духовным, всё переросло в обыденное, никто уже не воспринимает религию как что-то сокровенное. Свободно говорим и пишем, а ведь это сокровенное - только МОЁ И БОГА…

В годы тяжелых испытаний тысячи солдат, идя в бой, тихо…молились…просили Бога о спасении и защите своих близких…

На уроках по окружающему миру и литературному чтению (4 класс) дети знакомятся с периодом почитания языческих богов, которых пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Богов почитали, с ними советовались, шли за помощью, искали защиты, находили облегчение, а сейчас….

Молодые люди начинают вести себя благочестиво лишь в критические моменты (или, как говорят, «когда петух клюнет») и считают себя глубоко верующими, при этом в повседневной жизни не соблюдают церковных канонов. И парадоксально то, что люди, считающие себя неверующими, с радостью отмечают такие церковные праздники, как пасха и рождество, ждут и задолго до наступления готовятся к ним. А в это время так называемые глубоко верующие пьют, наркоманят, сквернословят, иным словом ведут аморальный образ жизни.

Начиная с начальной школы, молодежь замечает в религии, а именно в христианстве, прежде всего, «красоту»: красивые одежды священнослужителей, храмы, купола, звон колоколов, горение свечей, крестик на шее. Молодёжь старше выбирает уже другое -венчание, красивый обряд, который сегодня становится все более и более популярным. Ведь это торжественный обряд под церковные песнопения и звон колоколов, и обряд «на удачу», который якобы «делает брак крепче». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания .

Религия вышла на новую ступень, становится частью некой новой культуры. Но самое интересное, что мы не вспоминаем вековые устои и не восстанавливаем утраченное, а просто заимствуем из западных традиций. Например, не понятно, почему по российским просторам с размахом отмечают День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика, хотя большая часть молодежи не знает истории этих западных праздников и совершенно не задумывается об их изначальном христианском смысле; духовенство же называет эти праздники «кощунственными».

Религия играет значительную роль в жизни современной молодежи: естественные желания и воображения, проявление субъективных переживаний. Но, несмотря на то, что возрастает потребность в религиозности у молодых людей, можно отметить низкий уровень знания содержания религии, не систематический, а скорее стихийный характер приобщения к ее традициям и обрядам, неспособность осознания психологического потенциала религии в нравственном самосовершенствовании. Парадоксально - ХОЧУ ВЕРИТЬ, НО ПОЗНАВАТЬ НЕ ТОРОПЛЮСЬ И НЕ СТРЕМЛЮСЬ. Вот тут и надо помочь, подтолкнуть молодежь к познанию, переосмыслению себя, окружающих, мира…

Сейчас роль и значение религии в жизни людей и общества стремительно возрастает. Огромное внимание уделяется религиозному мировоззрению личности и ее влиянию на улучшение общественной, индивидуальной жизни и психического здоровья человека. Государство задумалось о том, что надо как можно больше внимания уделить духовному воспитанию молодых. Идет восстановление храмов, монастырей, открываются семинарии, проходят встречи священнослужителей с молодыми, по телевидению транслируют служения, передачи, которые помогают разобраться в тех или иных вопросах.

Как следствие незнания религии, у молодежи формируется неверное мнение о том, что в рай можно попасть, если «заслужить» или «получить» пропуск в загробную жизнь сейчас (в этой жизни), а это эгоизм, пусть и в несколько иной форме.

Бог может и есть, не отрицаю, но ему не надо преклонения и постоянного внимания со стороны людей. В Библии говорится, что он любит людей, он принял мучения за них, и он хотел бы, чтобы люди жили хорошо. И в наших руках быть добрыми, щедрыми, честными, справедливыми, толерантными, любящими и т.д. Церковь учит людей добру, справедливости, человеколюбию… И нам решать: ПРИНЯТЬ или НЕ ПРИНИМАТЬ БОГА в СВОЁ СЕРДЦЕ…

Молодые! Именно в их руках сделать наш Мир значительно лучше, чище; не забывать, вернее, руководствоваться заповедями Библии…

Мне в храме нужно шесть свечей зажечь.

Одна - здоровье близких охраняет,
Вторая - Мир от бед оберегает,
Стараясь небо голубым сберечь...
Пусть третья всех ушедших вспомнит,
Кто нам так близок стал, увы, далёк.
Четвертая - теплом согреет души,
Перенеся туда свой огонёк.

У пятой свечки не простая роль:
Должны в семье расти детишки,

Не знать, не ведать слово «боль»,
Иметь игрушки и цветные книжки.

Ну и последняя свеча осталась.

Её поставив, Богу помолюсь

Чтоб жили долго, улыбаясь.

Михаил Наими

Список литературы

    Братусь Б. С. Русская, советская, российская психология: конспективное рассмотрение / Б.С. Братусь. - М.: Флинта, 2000. - 386 с.

    Грановская Р. М. Психология веры/ Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2004. - 376 с.

    Фрейд З. Будущее одной иллюзии / Психоанализ. Религия. Культура.-М.: Ренессанс, 1991. - 168 с.

Молодежь и религия

В начале сотворил Бог небо и землю.

Земля же была безвидна и пуста,

и тьма над бездною,

и Дух Божий носился над водою.

И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.

Все мы знаем, что так начинается самое главное писание христианства – Библия. Православие сыграло большую роль в истории нашей страны так и в формировании культуры. В данной статье мы попытаемся проанализировать отношение современной молодежи к религии на примере христианства и частично затронем и другие верования.

Почему именно мы рассматриваем молодежь? Ведь именно современная молодежь будет носителем культуры в том числе и религиозной в ближайшее время. Более старшее поколение от на все же немного отличается. Сегодня молодёжь России - это 39,6 миллиона молодых граждан, 27 % от общей численности населения страны. В соответствии со стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет. Понять особенности сознания и поведения верующей и неверующей молодежи в России можно, лишь учитывая наличие двух разнонаправленных тенденций. С одной стороны, это повышение популярности религии, усиление ее роли и влияния религиозных институтов, с другой - развертывание процессов секуляризации и глобализации, утверждение в сознании людей в качестве глубинных мотивов жизнедеятельности нерелигиозных ценностей и идей.

В последнее время часто проводились исследования религиозности молодежи. Одной из первых в постперестроечный период (февраль 1997 г.), всероссийских исследований религиозности современной российской молодежи стала работа С.А. Григоренко «Молодежные организации России и религия», в которой автор отмечал, что к верующим себя относят 39-46 % молодых россиян. Он указывал на размытость религиозных представлений, но не выделял, во что именно верят молодые люди.

В конце 1990-х гг. Российским независимым институтом социальных и национальных проблем было проведено три общероссийских исследования: первое - в ноябре-декабре 1997 г., два других - в октябре 1998 г. и апреле 1999 г. Они проводились с целью изучения религиозных взглядов молодежи до и после экономического кризиса 1998 г. в России. Верующими себя назвали 32,1 % опрошенных, колеблющимися между верой и неверием - 27 %, 13,9 % безразлично относятся к религии, неверующих -14,6 %. В отличие от предыдущего исследования, в этом очевидно разделение респондентов на конфессиональные подгруппы. Согласно этому исследованию, идентифицирующих себя как православных можно найти не только среди колеблющихся (56,2 %), верующих в сверхъестественные силы (24,1 %), но и среди индифферентных (8,8 %) и даже среди 2,1 % неверующих.
Ретроспектива экономического кризиса 1998 г. в России позволяет нам делать выводы по аналогии и прогнозировать развитие молодежи на данном этапе, ведь, как известно, в 2008 г. вновь начался экономический кризис, причем уже мирового масштаба. С.А. Зутлером сделан вывод, что кризис августа 1998 г. и последующие социально-экономические процессы серьезно не повлияли на собственно мировоззренческие - религиозные или атеистические - воззрения групп молодежи, но они проявились в особенностях отношения к тем или иным политическим событиям, экономическим и нравственным реалиям.

В 2000-х гг. религиозная ситуация сильного изменения не претерпела, результаты сопоставимы с исследованиями 1990-х гг. Согласно полученным Центром социального прогнозирования данным (2005 г.) наблюдаются рост религиозности (44,5 % молодых респондентов заявляют о вере в Бога), ослабление позиции сознательного безверия (8,8 % молодых респондентов не верят ни в какие сверхъестественные силы). Однако религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих - особенно тех, кто склонен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания.

В это же время, в 2006 г., лабораторией проблем молодежи НИИ комплексных социальных исследований СПбГУ было проведено исследование религиозности молодежи, результаты которого рассмотрены Н.В. Клинецкой: верующих в Бога, но не соблюдающих религиозные обряды и правила, по России 58,2 %, однако глубоко верующих - всего 2,3 %. При этом 80 % молодежи считают себя верующими в той или иной степени, но только половина из них являются приверженцами какой-либо конфессии, более 90 % склонны отдавать предпочтение православию. Н.В. Клинецкая отмечает, что среди многочисленных исследований, проводимых лабораторией проблем молодежи, данный опрос впервые зафиксировал влияние религиозности молодежи на чувство патриотизма. В целом, как видим, за последние 15 лет религиозность молодежи выросла. Если в 1997 г. С.А. Григоренко предоставляет данные о 39-40 % процентах верующей молодежи, то уже в 2006 г. Н.В. Клинецкая называет 58,2 % верующих в Бога.

Как показывают исследования религиозность выросла. Но это все исследования, которые я, да и Вы лично не проводили. Давайте сами попробуем проанализировать ситуацию. У многих есть бабушки и дедушки, да и родители которые ходят в церковь, соблюдающие церковные обряды. Кто слышал от них: «Не делай так, а то боженька накажет». Они нас учили, что надо ходить в церковь, благодаря этому молодежь до сих пор есть в церквях. Но редко кого туда тащили волоком, сами шли. Да и Библию, нам на ночь не читали, как то само получается, что мы интересуемся церковью сами по себе. Кое-что мы переняли у старших поколений без особого давления с их стороны. Значит нам это надо. Мы сохранили веру, пронесенную русским народом через многие испытания, выдержали проверку советской атеистической эры и обеспечившей непрерывное единство и целостность российской истории. Отсутствие сломанного моста с прошлым, обеспечившее религиозную преемственность посредством коллективной религиозной памяти, можно рассматривать в качестве необходимого условия религиозного ренессанса.

Но та ли это религиозность которую нам проповедует православная церковь? Религии предписывают человеку определенные нормы поведения и ограничения. чтобы следовать какому-то из вероисповеданий, требуются усилия длиной в жизнь. как правило, каждое из них считает свои нормы лучшими, единственно спасительными и правильными. Сейчас же молодежной среде с религией происходит любопытная трансформация. Во время сессии некоторые студенты бегут в церковь, чтобы поставить свечку об успешной сдаче экзаменов. Затем они вновь ведут типично «студенческий» образ жизни, не отличающийся от образа жизни средневековых студиозусов.

Отношение к религии перестало быть чем то высоким, таинственным, высокодуховным. Так было во времена языческих богов, их пытались задобрить на удачу, счастье, любовь, избавление от болезней. Молодежь начинает себя вести благочестиво лишь в критические моменты и считают себя верующими, при том что при повседневной жизни не соблюдая церковных канонов. А те кто себя считают неверующими, не смотря ни что отмечают такие церковные праздники как пасха и рождество.

Студенты отмечают в религии, в частности в христианстве, прежде всего «красоту». Для молодежи венчание – красивый обряд, и сегодня оно становится все более и более популярным. По мнению религиоведа, «венчание – торжественный обряд, и эта торжественность, когда звучат песнопения и когда молодожены выходят из церкви под звон колоколов, привлекает молодых людей. Другой момент – венчание якобы «делает брак крепче», это обряд «на всякий случай», «на удачу». Впрочем, как показывает статистика, церковные браки столь же легко распадаются, как и браки без венчания».

Для молодежи религия сейчас становится частью некой новой культуры. Причем часто многое просто заимствуется из западных традиций. К примеру, стремительно сделались «своими» на российских просторах День святого Валентина, Хэллоуин и День святого Патрика. Об этих праздниках спорят, духовенство называет их «кощунственными», а для молодежи они – лишь повод для очередной вечеринки. При этом имена святых становятся «знаками без значения», совершенно не соответствующими их изначальному христианскому смыслу.

Получается религия стала прагматичной, хотя на мой личный взгляд она такой и была, только изменилась цель. Сейчас это для того, что это «хорошо» само по себе. А раньше этим пытались себе вымостить дорожку в рай.

А на самом деле……

Хочу оставить свое, сугубо личное мнение, которое вряд ли кого интересует, но статья то моя, потому что хочу то и пишу: Из-за того что придумали рай и ад, религия оказалась кассой где за хорошие поступки продают билетики в хорошую загробную жизнь, а это есть – эгоизм, пусть и в несколько иной форме. Бог может и есть, не знаю, но наверняка ему не надо было преклонение и постоянное внимание с нашей стороны, у него и без того много дел. И если он, как говорит библия, нас любит, то он хотел бы, что мы жили хорошо. Так что давайте, давай те будем добрыми, честными, щедрыми, любящими и т.д. не для того что бы попасть в рай, а сделаем здесь свой. Мир Вам.


Негосударственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Челябинский институт экономики и права им. М.В. Ладошина

Факультет предпринимательства и права
Кафедра связей с общественностью

Социологическое исследование

РЕЛИГИЯ В ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ г. ЧЕЛЯБИНСКА

Выполнил студент гр.
Научный руководитель:
к.к.н., доцент
Дата защиты «__» _____ 201_г.
Оценка__________ __________
________________ ___________
(подпись руководителя)

Челябинск
2011


Оглавление

Методологический раздел……………………………………………………3
Методический раздел…………………………………………………………7
Анализ результатов исследования……………… …………………………..8
Список литературы…………………………………………………… ………11

    Методологический раздел
Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в России. В нашей стране наблюдается духовно-нравственный кризис. Проблема возрождения духовных ценностей и усвоения их подрастающим поколением обсуждается на государственном, социальном уровнях, а также средствами массовой информации и педагогической общественностью. Примеры массового религиозного “обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое. Процесс формирования духовности молодежи неразрывно связан с религиозными ценностями, в частности, ценностями Православия.
Религия всегда занимала особое место в истории России, но недостаточно изучено какую роль она играет в жизни современной молодежи.
Объектом нашего исследования является молодежь г. Челябинска (юноши и девушки 14- 30 лет)
Предмет - религия в жизни современной молодежи
Цель - изучение религиозности современной молодежи г. Челябинска
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
    изучить религиозность молодежи в целом, процент верующих;
    определить значимости веры и религиозных ценностей для личности молодого человека;
    изучить потребности молодежи в православной церкви; в посещении, в общении со священнослужителями, в совершении обрядов
Гипотезы:
    религиозность молодежи г. Челябинска находится на низком уровне;
    молодежь не привлекает православная церковь и ее ценности;
    молодые люди не проявляют интерес к совершению православных обрядов (это утомительно, нет времени, другие интересы)
      Системный анализ объекта
Молодёжь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
Понятие «молодёжь» прошло длительную эволюцию. В разные периоды истории в разных странах под ней понимались различные группы общества. Например, Пифагор делил жизнь человека по временам года: весна – от рождения до 20, лето 20-40 – это и есть молодёжь. Жан-Жак Руссо делил молодёжный возраст на 5 периодов: с рождения до года, с года до 12 лет, 12-15, 15-20, 20-25. Сейчас наблюдается тенденция увеличения молодёжного возраста. Связано это с тем, что сейчас продлился период обучения, и молодые люди позже вступают в самостоятельную жизнь. В РФ к молодёжи принято относить категорию людей в возрасте от 14 до 30 включительно (в Люксембурге верхняя граница 31 г, во Франции – 25).
В традиционном обществе человек прямо из детства вступал в зрелый возраст, без каких бы то ни было промежуточных стадий. Существовали специальные обряды посвящения во взрослое состояние (инициация). В Киевской Руси 10-летний человек рассматривался как юридическое лицо и формально мог занимать определённые государственные мосты, а 12-летние княжичи, к тому времени заканчивавшие обучение, подвергались обряду посвящения в воины с официальным присвоением статуса – «Воин-ратник Дружины».
Молодёжь как особая социальная группа стала восприниматься только с переходом в индустриальную фазу развития. Почему ?
1) Дальнейшее углубление разделения труда, вызванное промышленной революцией, отделило семью от процесса производства и управления общественными процессами. Это делало недостаточным семейное воспитание для овладения многими социальными ролями.
2) Усложнение техники, растущая специализация потребовали для овладения необходимыми знаниями и навыками удлинения периода общего образования.
3) Рост мобильности людей, усложнение общественной жизни, ускорение темпов социальных изменений вели к тому, что образ жизни старшего и молодого поколений стал существенно различаться; возникла молодёжная субкультура.

На пути взросления выделяют два этапа: подростковый период и юность. Однако возрастные рамки каждого из этапов довольно расплывчаты. Молодёжь как социальная группа охватывает людей в возрасте от 16 до 25 лет. Подростковым чаще всего считается возраст 11-15 лет, а ранним юношеским – 16-18 лет, однако в ряде случаев верхним пределом выступает 20-летний возраст. Из западной психологии пришёл термин тинейджер, охватывающий молодых людей от 13 до 19 лет, т.е. в возрасте, обозначенным числительными, заканчивающимися на «teen».
Завершение молодёжного возраста связано с: окончание обучения, вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельности, экономическая и социальная самостоятельность, приобретение политических прав, чёткое формирование системы ценностей.
Молодёжь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих образовательные, профессиональные и гражданские качества и подготавливаемых обществом к выполнению взрослых ролей
      Интерпретация и операционализация понятий
Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 14 - 30 лет.
Религиозность - характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхъестественное и поклоняющихся ему. Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи.
Религиозность определяется тем, как часто люди посещают церковь, отмечают православные праздники, читают религиозную литературу. Имеют ли в своей квартире предметы культа, посещают ли церковно – приходскую школу и.т.д.
Конфессия - вероисповедание. Отождествление себя с верующими определенной конфессии - исповедание определенной религии.
Церковь - 1. Тип религиозной организации, социальный институт, осуществляющий религиозную деятельность, при этом пользующийся авторитарным централизованным, иерархическим правлением, установленными положениями религиозных вероучений, системами норм, морали и канонического права. 2. Синоним религии, конфессии, религиозного течения 3. В христианстве культовое здание, помещение для проведения богослужений.
    Методический раздел
В своем исследовании для сбора социологической информации о ситуации на объекте мы будем использовать письменный вид опроса - анкетирование. Так как этот вид опроса сохраняет анонимность респондента, что очень важно при изучении религиозности, также анкетирование позволяет собрать большой объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени.
Стратегический план исследования – описательный.
Генеральная совокупность – молодежь г. Челябинска в возрасте от 14 до 30 лет.
Метод формирования выборки – «снежный ком». Так как преимущество этой выборки состоит в том, что она существенно повышает вероятность обнаружения исследуемой характеристики в совокупности. Ей также присуща относительно небольшая дисперсия выборки и невысокий уровень затрат.
Рабочий план исследования
Этап работы Сроки осуществления Ответственный
Анализ литературы 39.04.11 – 30.04.11 Волкова Светлана
Разработка программы 01.05.11 – 02.05.11 Волкова Светлана
Разработка анкет 02.05.11 – 04.05.11 Волкова Светлана
Пилотажные исследования 04. 05. 11 – 05. 05. 11 Волкова Светлана
Полевое обследование 06. 05. 11 – 09 .05.11 Волкова Светлана
Подготовка первичных данных для обработки 10. 05. 11 Волкова Светлана
Обработка данных их анализ и интерпретация 11. 05. 11 Волкова Светлана
Изложение результатов, подготовка отчета 12. 05. 11 Волкова Светлана
    Анализ результатов исследования
    Отчет
Нами было проведено социологическое исследование, объектом которого были молодые люди города Челябинска в возрасте от 14 до 30 лет. Всего в опросе приняли участие 30 респондентов. Из них 60% девушки, 40% мужчин. Большинство, а именно 62,5% в возрасте от 19 до 21 года, так же 18,75% от 14-18, 6,25% в возрасте от 22-25, 12,5% от 26-30 лет.
81,25% респондентов имеют неоконченное высшее образование, 6,25% имеют среднее общее образование, 6,25% от общего числа респондентов имеют среднее профессиональное образование и 6,25% высшее.
56% от всего числа опрошенных считают себя верующими людьми. Не верят в бога 31,5% опрошенных, 12,5 затрудняются ответить. Свою веру в бога респонденты объясняют тем, что бог им помогает, верить нужно, так как бог- это есть любовь и защита, так было из поколения в поколение. Молодые люди, которые не относят себя к верующим, объяснили это тем, что существование бога недоказуемо, это придуманный образ, поэтому верить в него нет смысла. 43% молодых людей не смогли назвать причину, по которой они верят либо не верят в существование бога.
81,25% респондентов считают себя православными, 12,5 исповедуют ислам, а 6, 25% отнесли себя к атеистам.
56,25% опрошенных утверждают, что в церкви они были всего несколько раз в жизни, никогда в церкви не были 18,75% респондентов, столько же процентов посещают церковь 2-3 раза в год и лишь 6,25% бывают в церкви несколько раз в месяц.
25% респондентов отмечают православные праздники, столько же не отмечают вообще и 50% отмечают, но не всегда.
Большинство,75% опрошенных, в свое время совершили таинство крещения, 6,25% из них так же исповедовались и 6,25% причащались.
Всего 6,25% из числа не крещенных хотели бы совершить обряд крещения, обвенчаться хотели бы 56,25% опрошенных (любопытно, что все 56, 6 % девушки), 18, 75% хотели бы причаститься.
81,25% относятся положительно к таинству крещения детей в молодечестве (даже те, кто не верят в бога), 6.25% отрицательно, 12,25% затрудняются ответить.
68% респондентов имеют у себя дома православные иконы.
100% опрошенных молодых людей не посещали и не посещают церковно- приходскую школу.
18,75% молодых людей читают религиозную литературу. Остальные никогда не читали.
100% опрошенных никакой другой церкви кроме православной не посещают.
12, 5% респондентов считают, что православная церковь нуждается в реформировании, а именно демократизации. 25% опрошенных утверждают, что в церкви стоит оставить все как есть. Остальные затруднились с ответом.
68% молодых людей г. Челябинска в трудной ситуации обратились бы за помощью к родителям, 19% к друзьям, всего 6,25% к психологу и столько же к священнику.

Итак, мы изучили религиозность современной молодежи. Определили процент верующих молодых людей, так же определили значимость веры и религиозных ценностей для личности молодого человека, изучили потребности молодежи в православной церкви, в посещении, в общении со священнослужителями, в совершении обрядов.
и т.д.................

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Факультет религиоведения и теологии

Кафедра теологии

Курсовая работа

Религиозность современной молодежи

Студент 2 курса заочного отделения

А.Г. Килин

Иркутск 2014

Введение

Теоретическая часть

Состояние религиозности подростков

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность исследования.

Для России, и Сибири в частности, православие было неотъемлемой частью этноса. Но все положительные результаты деятельности церкви на территории Сибири оказались почти полностью уничтожены за советский период .

В конце 20 века общество столкнулось с процессами социальной и политической дезинтеграции. В середине 90-х годов в российском обществе происходила смена культурно-исторических парадигм национального развития. Одним из проявлений культурно-исторической трансформации стал бурный процесс религиозного возрождения.

Однако, из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики. Исследование мировоззренческих позиций различных социокультурных групп населения в отношении религии становится одной из наиболее актуальных проблем и является предметом многих исследований. Представляет интерес изучение мировосприятия молодого поколения, детей молодежи девяностых, на чье сознание обрушились процессы формирования морально-этических ценностей общества.

Подрастающее поколение - важнейший инновационный потенциал российского общества и его перспектива. Без учета настроений молодежи, незнание мотивов их поступков невозможно обеспечение успешной интеграции молодых людей в современное культурно-историческое пространство .

1. Теоретическая часть

Гипотеза.

1.Религиозность подростков Муниципального общеобразовательного учреждения ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области находится на низком уровне.

2.Подростки не проводят активный поиск знаний по религиоведению.

3.Высока потребность молодых людей в религиозных знаниях и в общении со священнослужителями.

4.Для преодоления этой проблемной ситуации необходимо проведение религиозного просвещения в старших классах, ведение предмета духовным лицом.

Предметом исследования является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возрастном интервале от 15 до 17 лет).

Цель: изучение религиозности современного подрастающего поколения.

.Изучить религиозность подростков в целом, определить долю православной молодежи.

.Изучить потребность подростков в православной церкви; в посещении богослужений; в общении со священнослужителями,

.Изучить отношение подростков к введению курса религиоведения в учебном заведении.

.Разработать практические рекомендации по внедрению новых форм в общении церкви с молодежью.

Респондентами социологического опроса стали 58 человек учащиеся Муниципального общеобразовательного учреждения ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области. В данном учебном заведении имеется предмет религиоведения в 4 классе.

Научной новизной данной работы является отсутствие исследований среди подростков, учащихся школы с точки зрения отношения их к религии и изучения отношения к преподаванию религиоведения в школе.

Терминология.

Вера - признание чего-либо истинным, часто - без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их.

Вера обусловлена особенностями психики человека. Безоговорочно принятые сведения, тексты, явления, события или собственные представления и умозаключения в дальнейшем могут выступать основой самоидентификации, определять некоторые из поступков, суждений, норм поведения и отношений

Религия - сложный социально и культурно-исторический институт, который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2) религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учреждений), и выполняет в обществе ряд функций - смыслополагания, социальной интеграции, коммуникации и социального контроля. .

Религиозность - характеристика сознания и поведения отдельных людей, их групп и общностей, верующих в сверхестественное и поклоняющихся ему.

Религиозность молодежи - степень приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи.

Молодежь - социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождения в мир взрослых, адаптации к нему и будущего его обновления. Границы группы обычно связывают с возрастом 15 - 30 лет.

Подросток - юноша или девушка в переходном от детства к юности возрасте. Современная наука определяет подростковый возраст в зависимости от страны (региона проживания) и культурно-национальных особенностей, а также пола (от 12 - 14 до 15 - 17 лет) .

В данной работе термины молодежь и подростки идентичны и определяют группу молодых людей в возрасте 15-17 лет.

Методология.

Методом социологического опроса было выбрано анкетирование, так как оно позволяет сохранить анонимность, опросить большое число респондентов и собрать значительный объем информации за сравнительно небольшой промежуток времени, имея перед глазами отпечатанный вопросник, респонденты могут тщательно подумать над своими ответами.

В анкете использованы вопросы, позволяющие определить отношение подростка вообще к религии, выявить потребность в познании целесообразности бытия или смысла жизни, отношения к православию и потребности в общении со священником.

Также сформулированы вопросы, позволяющие определить степень ориентирования подростков в деятельности различных сект.

Кроме того, имеются вопросы, отвечая на которые, опрашиваемый определяет категорию людей, с кем бы хотел решать трудные жизненные вопросы, кому доверяет. См приложение № 1.

Состояние религиозности подростков

Всего, методом анкетирования, было опрошено 58 подростков в возрасте 15 - 17 лет. Из них юношей 25(43,1%), девушек 33(56,9%).

Подавляющее большинство опрошенных молодых людей, 51 человек (88%), задумывались о смысле своего существования. И лишь 7 (12%) человек, не задумывались о смысле жизни, причем из них 6 юношей и лишь 1 девушка.

Из жизненных ценностей, которые определяют смысл существования подростков на первое место выходят создание семьи 21(36,2%) человек. Смысл жизни в том, чтобы радоваться, развлекаться и проводить легкомысленно время видят 5 человек (8,6%). Смысл жизни в материальных ценностях, машине, красивом доме видят 3 человека (5,1%). И 2 определили смысл своей жизни, как быть полезным обществу 2 человека (3,4%). Остальные же 27 человек (46,7%) не смогли ответить ничего определенного на поставленный вопрос, см рис. 1.

Как видно, из имеющихся данных, современные подростки, в большинстве своем, ориентированы в определении своего существования на создание семьи и воспитании детей. Однако имеется высокая доля молодых людей, считающих легкое препровождение времени основой своего существования.

При рассмотрении такой категории, как идентификация себя с той или иной верой, соотношения опрошенных распределились следующим образом.

Верующими себя считают 20 человек (34,4%).

Скорее да, чем нет 18 человек (31,0%).

Затруднились с ответом 9 человек (14,0%).

Скорее нет, чем да 5 человек (8,6%). Графически, данные изображены в рис. 2.

Более половины опрошенных респондентов (53,6%) сомневаются в своем отношении к вере, хотя, среди сомневающихся велика доля тех, кто, скорее готов причислить себя к когорте верующих людей.

Большинство из верующих опрошенных подростков причисляют себя к православию, что составляет 38 человек (65,6%). Все они были крещены. Приверженность к исламу определили 2 человека (3,5%). Атеистами себя считают 4 человека (6,8%). И 14 респондентов (24,1%) определили свое вероисповедание как другое см. рис. 3.

Рис. 3.

Православие является традиционной для России религией. Несмотря на языческо-атеистическую пропаганду советского режима, у людей сохранились традиции предков и в настоящее время передаются от родителей детям. Примечательно, что нет ни одного человека приверженного неопротестантским течениям. Однако имеется значительная доля респондентов, ответивших на вопрос о вероисповедании «другое». Это, по-видимому, приверженцы различных языческих оккультных, течений, представители астрологии и уфологии. Имеется незначительное число последователей ислама, это дети приезжих из стран средней Азии.

Значительное количество респондентов, 22 (37,0%), хотели бы видеть православие доминирующей религией в России. Также, большое число опрошенных, 21(36,0%), вполне допускают приоритет православия над другими религиями. Вместе с тем, 15 (26,0%), человек считают неприемлемым преобладание православия над другими религиями в России. См. таблицу 4.

Как видно из представленных данных в таблице 4, значительное количество подростков находят вполне допустимым доминирование православия над другими религиями. Это обусловлено тысячелетиями проверенной христианской моралью, многовековой православной традицией, а также видимой, невооруженным глазом, несостоятельностью различных западных сект, восточных культов.

У подавляющего большинства респондентов, 45 (77,6%), дома имеются иконы, образа и распятия. У 8 (13,8%) опрошенных имеются предметы культа, не относящихся к православию и христианству вообще. Лишь у 5 (8,6%) нет никаких предметов культа.

Всего 2 (3,4%) человека из опрошенных, приобретают и читают религиозную литературу. Не читают никакую религиозную литературу 56 (96,6%) респондентов.

Очень редко посещают храм 33 (56,8%) респондентов. Не посещают храм вообще 22 (37,9%) опрошенных. Регулярно посещают храм 3 (5,1%) человек.

На вопрос: «что Вам не нравится в храме?» абсолютно все 58 (100%) респондентов не нашли ответа, то есть негативных ассоциаций с храмом нет ни у кого из опрошенных.

На вопрос: «что Вас привлекает в храме?» мнения распределились следующим образом.

Атмосфера, царящая в храме, доброжелательность, обстановка, росписи, иконы, пение, свечи, запах ладана привлекают 24 (41,3%) человек.

Покой привлекают 5 (8,2%) человек.

Абсолютно индифирентно высказались 29 (50,5%) человек.

Эти данные распределились следующим образом, при идентификации опрошенных по вероисповеданию. 19 респондентов, считающих себя православными (50%), привлекает в храме как внешнее оформление - архитектура, иконы, росписи, так и ритуалы, пение, свечи и т.д. 15 респондентов, считающих себя православными (40%), ничего не привлекает в храме. 4 православных (10%) привлекает покой и умиротворение. Последователей ислама в храме (мечети) привлекает в равной мере по 50% покой 1 человек и ничего не привлекает 1 человек. Представителей других вероисповеданий привлекает в храме покой 5 (27,8%) опрошенных, внешний и внутренний антураж 5 (27,8%) человек и 8 (44,4%), человек ничего не привлекает. Распределение показано в Рис. 5.

Не верующих подростков в храмах ничего не привлекает в 100% случаев.

Для приверженцев ислама 50% ничего не привлекает в храме и в 50% случаев привлекает покой.

Представителей других вероисповедований ничего не привлекает в храме 44,6%, и по 27,7% в равной мере интересует внешнее оформление и покой царящий в храме.

Православных привлекает внешне-внутреннее оформление храмов в 50,0% случаях, ничего не привлекает 39,4% и в 10,6% случаев привлекает покой. Таким образом, внешнее, эстетическое воздействие на психо-эмоциональную составляющую религиозности является немало важной частью.

Рис. 5. Распределение привлекательности православного храма среди молодежи различных вероисповедований.

Отношение подростков в общей массе к деятельности различных сект, восточных культов распределилось следующим образом (Рис. 6).

Наибольшая доля респондентов 32 (55,2%) затрудняются в оценке деятельности нетрадиционных течений. Значительная часть опрошенных, 15 (25,8%), выразили свое отношение, как нейтральное. 9 человек (15,5%) оценили деятельность западных и восточных культов как вредную. И 2 (3,5%) определили деятельность различных сект как полезную.

При рассмотрении отношения к различным западным и восточным культам представителей различных вероисповеданий отмечается также преобладание с затруднением ответа (рис. 7). Таким образом, среди молодежи, причисляющей себя к православному вероисповеданию (38 опрошенных), затруднились с ответом 22 (57,9%), нейтральное отношение высказали 6 человек (15,8%), высказались о вредной деятельности различных сект 8 (21,0%) опрошенных и 2 (5,3%) отметили пользу для общества деятельность различных западных и восточных сект. Среди атеистов (4 человека), затруднились с ответом 1 (25,0%) и высказались нейтрально по 3 (75%). Лица, причисляющие себя к исламу (2), затруднились с ответом и высказались нейтрально по 50%. Представители других вероисповеданий (14 человек из всех опрошенных) затруднились с ответом 8 (57,1%), высказались нейтрально 5 (35,7%), и отметили деятельность сект как вредную для общества 1 (7,2%).

Рис. 7. Отношение молодежи различных вероисповеданий к деятельности западных и восточных сект.

Трудности, испытываемые молодежью при ответе на вопрос о деятельности различных сект, связан с недостатком информации о их сути, о последствиях и опасностях участия в вышеуказанных организациях. Проблема сект на сегодняшний день довольно актуальна. Многие молодые люди, недостаточно зная все аспекты деятельности сект, их влияния на психику человека, вступают в них, что ведет как к психическим, так и к социальным травмам.

Одним из приоритетных направлений сдерживания сектантской экспансии является более полное информирование населения о деятельности, в том числе и криминального характера, различных религиозных организаций.

В различных трудных жизненных ситуациях половина из опрошенной молодежи 29 человек (50%) за помощью обратиться к родителям. 13 человек (22,4%) обратиться к друзьям. 11 (18,9%) будут решать проблемы самостоятельно. К священнику обратятся 3 (5,1%). 1 человек (1,7%) обратиться к экстрасенсу. 1 (1,7%) к психологу. Графическое распределение изображено в рис. 8.

Как видно, из представленных данных, велико доверие к родителям, однако, имеется также значительное количество подростков, кто не имеет взаимопонимания с родителями. Вместе с тем, также не велико доверие священнику. Ничтожно малое количество опрошенных доверят свои проблемы психологу и экстрасенсу.

Среди подростков православного вероисповедания (38 опрошенных) родителям доверяют абсолютное большинство - 22 человека (57,9%), друзьям 7 (18,4%) человек, самостоятельно решать свои проблемы намереваются 5 (13,1%), к священнику обратятся 3 (7,9%), к психологу 1 (2,7%).

Атеисты, (4 опрошенных), доверяют родителям: 2 (50%) и не доверяют никому, предпочитая решать проблемы самостоятельно: 2 (50%).

Представители ислама (2) также в равной степени доверяют родителям 1 (50%), и предпочитают самостоятельность в трудной ситуации 1 (50%).

Опрошенные подростки, причисляющие себя к другим вероисповеданиям (14 человек) обратятся к родителям за помощью 5 (35,7%), доверяться друзьям 5 (35,7%), самостоятельно примут решение 3 (21,4%), и 1 (7,2%) обратиться к экстрасенсу. Данное распределение представлено в рис. 9.

Рис. 9. Соотношение подростков различных вероисповеданий и их доверие в трудных ситуациях

Наглядно видно, что представители православия имеют значительное доверие к родителям. Это говорит о сохранении традиционных патриархальных отношений в семье. Вместе с тем к священнику обратятся не многие. Таким образом, на родителях лежит огромная ответственность по воспитанию правильных жизненных ориентаций и религиозных предпочтений для подрастающего поколения. В свою очередь церкви необходимо более интенсивно доводить до сведения, как детей, так и их родителей информацию о православии.

Недостаток информации сказывается на отношении молодежи к введению курса религиеведения в современной школе.

Основная масса опрошенных 27 человек (46,6%) затруднились с ответом на вопрос отношения к курсу религиеведения в учебном заведении. Положительно относятся к введению курса религиоведения в школе 18 человек (31,0%) из всех опрошенных. Отрицательно 13 (22,4%).

Причем, из положительно относящихся к введению преподавания религиеведения, 15 (83,3%) видят необходимость преподавания духовным лицом, лишь 3 (16,7%) отмечают необходимость преподавания светским лицом. Структурное распределение данных представлены в таблице 10.

Высокая доля затруднившихся с ответом, обусловлена тем, что подростки получают не достаточно достоверной информации, как о православии вообще, так и о сути преподавания религиоведения в школе. Учитывая высокую степень доверия родителям - 29 человек от общего числа опрошенных (50%) - недостаток информации касается и родителей подростков.

Преподавание «Основ православной культуры» в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» предполагает свободный и добровольный выбор со стороны родителей школьника. Оценивая результаты введения курса «Основы религиозных культур и светской этики» следует сделать выводы, что добровольность выбора родителями учебного предмета (модуля) не была качественно обеспечена. То есть не была обеспечена достоверность информации. Недобросовестно полученные результаты дали основания для заявлений, что большое количество семей избрало для изучения светскую этику. В связи с чем, Святейший Патриарх Кирилл дал распоряжение подготовить методические указания для ведения епархиальными отделами по религиозному образованию разъяснительной работы среди родителей школьников в целях информирования и обеспечения свободы выбора родителями «Основ православной культуры» .

1.Методом анкетирования учащихся МОУ ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области, была изучена религиозность подростков в возрастном интервале 15 - 17 лет. Всего верующими себя считают 65,4% от всех опрошенных, из них 20 человек (34,4%) безоговорочно верующие и скорее да, чем нет 18 человек (31,0%).

2.Определена доля православной молодежи, что составляет 65,6% от тех подростков, кто считает себя верующими людьми. Эта доля подростков является крещенными людьми.

.Выявлена высокая потребность подростков в православной церкви. У подавляющего большинства молодых людей 77,6% от всех опрошенных дома имеются иконы, образа и распятия. 50% православной молодежи привлекает в храме как внешнее оформление - архитектура, иконы, росписи, так и ритуалы, пение, свечи, 10% привлекает покой, умиротворение. 74% хотят видеть православие, как доминирующую религию и вполне допускают приоритет православия перед прочими религиями.

.Установлена потребность в посещении Богослужений, общении со священнослужителями. Так 62% опрошенных подростков посещают храм. Имеют необходимость в общении со священником в трудных ситуациях 7,9% православной молодежи.

.Определено отношение подростков к введению курса религиоведения в учебном заведении. 46,6% затрудняются определить своё отношением к курсу религиеведения в учебном заведении, что связано с недостатком информации о данном предмете.

.Определена высокая потребность молодых людей в религиозных знаниях и в общении со священнослужителями. 31,0% из всех опрошенных хотят посещать занятия по религиоведению. 83,3% опрошенных подростков видят необходимость преподавания духовным лицом основ религиозных знаний.

3. Обсуждение

Регулярно посещают храм 3 человека, что составляет 5,1% от всех опрошенных, Очень редко посещают храм 33 человека (56,8%) респондентов. Не посещают храм вообще 22 (37,9%). Таким образом, 62% (36 человек), имеет возможность приобщиться к религии, в то время как 37,9% (22 человека) не имеют вообще никакой возможности узнать о религии.

Выявлено, что подавляющее большинство подростков - 51человек (88%), задумывались о смысле своей жизни. Лишь 7 человек, 12% от общего числа опрошенных, не задумывались об этом [стр. 6]. Это говорит о стремлении молодых людей к приобретению религиозных знаний.

Однако, верующими себя считают 34,4% опрошенных. Скорее верующими, чем нет 31,0% от всех опрошенных. Неуверенных в своих взглядах, затруднившихся с ответом 14,0%. [Таблица 2, стр. 8].

Определенно высока доля лиц, считающих себя православными 65,6% от всех опрошенных [Таблица 3 стр. 9]. У подавляющего большинства молодых людей - 45 человек, что составляет 77,6% от всех опрошенных, дома имеются иконы, образа и распятия, следовательно имеются начальные понятия и религиозные представления.

Несмотря на то, что довольно высока доля подростков считающих себя верующими людьми, имеют весьма скудные представления о религии, религиозную литературу практически никто не читает - 56 (96,6%). Всего 2 человека из общего числа опрошенных (3,4%), приобретают и читают религиозную литературу [стр. 11]. Кроме того, более половины респондентов - 55,2% - затрудняются в оценке деятельности нетрадиционных течений. И более четверти опрошенных молодых людей - 25,8% - выразили свое отношение, как нейтральное. Таким образом, 81% подростков не владеют информацией о деятельности различных восточных и западных сект, культов.

Вместе с тем велик процент молодежи, видящей в православной морали положительные качества. 74% (43 человека) принимают православие как доминирующую религию и вполне допускают приоритет православия перед другими религиями.

Постольку, поскольку в данном учебном заведении, курс религиоведения был введен 1 год назад и преподается только в четвертых классах, подростки не в полной мере владеют информацией о сути предмета. Поэтому 46,6% опрошенных затруднились с ответом на вопрос о своем отношении к предмету религиоведения. Тем не менее, положительно смотрят на введение курса религиоведения 31,0% опрошенных. Причем информацию о религиях в 83,3% случаев подростки хотят получать от духовного лица. Учитывая высокую лояльность к православию, под духовным лицом следует понимать православного священника.

Таким образом, религиозность молодежи можно определить как не удовлетворительную. Однако, имеется высокий потенциал для развития религиозных знаний среди молодежи и их родителей. В данной ситуации необходимо правильно организовать преподавание «Основ православной культуры», подобрать соответствующую литературу и направить поиски подростка в соответствующем русле, для чего необходим предмет «Основ православной культуры» в старших классах.

Для удовлетворения потребности в религиозном просвещении подростков необходимо:

во-первых, доводить до сведения родителей о необходимости преподавания православного христианства;

В-третьих, информировать учащихся о деятельности различных сект, нетрадиционных культов.

В-четвертых, организовывать для учащихся школ экскурсии и путешествия по храмам Иркутска;

В-пятых, распространение бесплатных православных газет, брошюр, листовок.

Состояние религиозности подростков в целом, на примере учащиеся МОУ ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области, можно определить как не удовлетворительную. Вместе с тем имеется большая доля подростков, считающих себя православными, что дает в потенциале воспитать морально устойчивого человека, способного войти в самостоятельную жизнь и принимать решения в духе православия. Учитывая потребность в информации о религиях вообще, подростки желают получать ее от православного священника.

Для доведения информации следует применять средства вне школьных стен, используя различные беседы, экскурсии и встречи с представителями религий.

вера православие подросток церковь

Заключение

Поставленные перед данной работой цели достигнуты.

Изучено состояние религиозности современного подрастающего поколения, которое определено, как не удовлетворительное. Вместе с тем отмечена низкая осведомленность подростков как относительно основ православия, так и деятельности различных сект. Отмечена высокая степень доверия современных подростков родителям, и стремление получать религиозные знания в школе на уроках религиоведения от духовного лица.

Решены, определенные перед данным исследованием, задачи.

Определена доля православной молодежи, которая составляет подавляющее большинство.

Изучена потребность подростков в православной церкви, в посещении богослужений; в общении со священнослужителями.

Изучено отношение подростков к введению курса религиоведения в учебном заведении.

Выдвинутая гипотеза исследования доказана.

Религиозность подростков учащиеся МОУ ИРМО СОШ № 1 с. Хомутово Иркутской области, находится на низком уровне. Религиозную литературу в большинстве своем подростки не читают, в вопросах веры не ориентируются, о деятельности различных восточных и западных сект представления не имеют.

Определена высокая потребность молодых людей в религиозных знаниях и в общении со священнослужителями. Для чего необходимо проведение религиозного просвещения в старших классах, ведение предмета духовным лицом.

Научно-практическая значимость.

Цели общего образования, задачи обучения и воспитания детей в общеобразовательной школе не исчерпываются только получением рациональных или научных знаний.

Задачи воспитания детей в школе, в том числе приобщения к культуре своей семьи, народа, общества, являются ведущими в деятельности общеобразовательной школы.

Без духовного составляющего обучение ребенка в школе во многом обесценивается. Теряет свое значение и освоение им основ наук, и подготовка к выбору профессии. Выпускники школы, без сформированного исторического сознания, национального самосознания, крепких моральных устоев не смогут найти себе достойного места в обществе, реализоваться как полноценные личности, создать в будущем счастливые семьи, быть гражданами нашей страны, своего будущего.

Преподавание Православной культуры в школе имеет целью формирование мировоззрения, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» отмечается, что: «Школа есть посредник, который передает новым поколениям нравственные ценности, накопленные прежними веками. В этом деле школа и Церковь призваны к сотрудничеству. Образование, особенно адресованное детям и подросткам, призвано не только передавать информацию. Возгревание в юных сердцах устремленности к истине, подлинного нравственного чувства, любви к ближним, к своему отечеству, его истории и культуре должно стать задачей школы не в меньшей, а может быть и в большей мере, чем преподавание знаний» .

В современной России радикальные изменения экономической, социальной и духовной жизни коснулись понимания собственной истории и проблем отечественной философской и духовной культуры. Сегодня Россия противостоит наступлению североамериканской культурной экспансии, защищая свои культурные ценности, свое право на культурную самобытность.

Наиболее восприимчивыми к негативным воздействиям, в силу несформированности мировоззренческих позиций, оказались дети, подростки, молодежь, поддавшиеся влиянию «рынка», низкопробных образцов массовой культуры, криминальных структур, деструктивных сект .

В профилактике духовной нищеты, безнравственности, аморальности очень важную роль может сыграть религиозное образование, когда детям, с разрешения их родителей, в доступной форме объясняются основы православия, причины его возникновения и развития в России.

Таким образом, введение курса религиоведения в форме обучения православной культуре с преподаванием духовным лицом, а также введение в образовательный процесс различных методик, вне школы и учебного процесса, позволяющих изучить не только основы православия, но и историю родного края вкупе с историей России позволит подрастающему поколению сделать выбор в сторону традиционных морально-этических норм, приобщиться к своим духовным корням, возродить культуру и традиции предков, а также противостоять агрессивной западной культуре с ее чуждыми для России ценностями.

Список литературы

1.Анданова С.Б. Религиозность молодежи Республики Бурятия в период культурно-исторической трансформации российского общества: дис. ... канд. ист. наук: 24.00.01. - У.-Удэ, 2010. - 143 с.

2.Векипеди

Гараджа В.И. Социология религии. М., Аспект-пресс. 1996. С. 6 - 15.

Гиндер И.А. Православные вопросы в социологии религии. //Мартьяновские краеведческие чтения. Вып. V.300 лет в составе России. Сборник материалов международной практической конференции, посвященной 300-летию вхождения территории Юга Сибири в состав России. Минусинск, 11-14 декабря 2007г. - Красноярск, 2008. С. 196-202.

5.Касьянов В.В. Государственная идеология современной России.

6.Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков: дис. ... док. пед. наук: 13.00.01. - М., 1999. - 440 с.

7.Пшеничникова Р.И. Новая Культура и Новое Искусство XXI века: инновационные подходы // Межотраслевой альманах

Реморенко И.М. Письмо Министерства образования и науки РФ от 21 мая 2010 г. № 03-1032 Дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ.

Реморенко И.М. Письмо Министерства образования и науки РФ от 30 апреля 2010 г. № 03-831. Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской Федерации».

11.Шапиро В.Д., Герасимова М.Г. Отношение к религии и конфессиональная толерантность подростков // Россия реформирующаяся. Ежегодник / Отв. Ред. М.К. Горшков. - Вып.7. - М.: Институт социологии РАН, 2008. С. 316-332.

Приложение

Анкета, использовавшаяся в опросе.

1Ваш пол? а) Мужской б) Женский2Ваш возраст?3Задумывались ли Вы над смыслом жизни?а) Да б) Нет4Что для Вас является смыслом жизни?5Считаете ли Вы себя верующим человеком?а) Да б) Скорее да, чем нет в) Скорее нет, чем да г) Нет д) Затрудняюсь ответить5Ваше вероисповедание?а) Православие б) Католицизм в) Протестантизм г) Ислам д)Другое___________________6Должно ли православие в нашей стране иметь приоритет над другими религиями?а) Да б) Нет в) Возможно7Есть ли у Вас дома предметы культа (какие)?а) Иконы б) Распятья в) Образа г) Другое __________________8Приобретаете и читаете ли Вы религиозную литературу?а) Да б) Нет9Как часто Вы ходите в храм?а) Не хожу б) Очень редко в) Регулярно10Что Вас привлекает в храме?11Что Вам не нравиться в храме?12По вашему мнению, деятельность различных западных и восточных культов и объединений, появившихся в последние годы в России:а) Полезная б) Нейтральная в) Вредная г) Затрудняюсь ответить13К кому бы Вы обратились за помощью в трудную минуту?а) К родителям б) К друзьям в) К психологу г) К священнику д) К экстрасенсу е) Действовал бы самостоятельно14Как Вы отнеслись к курсу религиеведения в вашем учебном заведении?а) Положительно б) Отрицательно в) Затрудняюсь ответить15Если положительно, то кого бы Вы предпочли в качестве преподавателя?а) Духовное лицо б) Светское лицо

Уважаемый респондент!

Целью данного исследования является изучение религиозности современной молодежи и ее ценностных ориентаций. Просим Вас быть предельно откровенным в ответах на предложенные вопросы.

Правила заполнения анкеты:

Внимательно прочтите вопрос и все предлагаемые варианты ответов на него.

Отметьте в квадратике галочкой тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению.

Если Ваше мнение не удалось предусмотреть или отсутствуют варианты ответов, напишите свои ответы на свободных строках.

В вопросах, где нет вариантов ответов, пожалуйста, укажите кратко, буквально 2-3 словами, Ваше мнение.

Убедительная просьба: не оставляйте ни одного вопроса без ответа.

Анонимность и конфиденциальность гарантирована.

Заранее спасибо!


Из истории известно, что в моменты кризисного состояния общества растет влияние религии на общественную и личную жизнь людей расширяется спектр их религиозных и нерелигиозных верований, наблюдается всплеск всякого рода суеверий, оккультизма, мистики.
Данное явление мы наблюдаем сегодня в нашей стране. Примеры массового религиозного «обращения” мы наблюдаем в группах населения разных возрастов и профессий, но особенно оно заметно среди молодежи. Это и понятно, так как у нее происходит становление ориентаций. Для нее резко изменились условия вхождения в жизнь, существенно ограничены возможности полноценного социально-гражданского становления, ею утеряны социальные и нравственно-идеологические ориентиры. Резко ослаблена роль институтов социализации молодежи, будь то семья, школа, система профессионального образования, общественно-политические организации, движения, средства массовой информации и коммуникации. Свое место в этом ряду активно занимает церковь, внося в усложнившийся процесс социального становления юношей и девушек нечто новое.
Заказчиком моего исследования является Русская Православная Церковь. Перед Русской Православной Церковью сейчас стоит проблема непосещения российской молодежью православной церкви, и обращение молодежи в различные западные и восточные религиозные объединения. В сектах (культах — в западной терминологии) злоупотребляют социальной и духовно-нравственной незрелостью современной молодежи ради собственных проповеднических или чьих-то комерческих или даже политических интересов. Православная церковь, наоборот, не привлекает, не интересует молодежь.
Объектом моего исследования является учащаяся молодежь Санкт-Петербурга, так как именно от молодежи зависит дальнейшая судьба нашего общества, от ее нравственных установок, ценностных ориентаций, которые зачастую складываются под влиянием религии. Целью моего исследования является изучение религиозности молодежи. Необходимо выявить процент верующей молодежи, причесляющей себя к православной конфессии, также изучить отношение к религиозным нормам и представителей других конфессий. Необходимо найти пути решения этой проблемы (непосещения церкви молодежью), разработать практические рекомендации, для этого надо изучить отношение молодых людей к организации религиоведческого образования в различных учебных завдениях, к организации психологической помощи представителями Православной Церкви. Также нужно узнать мнение молодежи о реформировании Православной Церкви, о том, что следует изменить. Это поможет найти пути решения поставленной проблемы.
В своем исследовании для сбора социологической информации о ситуации на объекте я буду использовать письменный вид опроса — анкетирование. Так как этот вид опроса сохраняет анонимность респондента, что очень важно при изучении религиозности, также анкетирование позволяет собрать большой объем информации за сраввнительно небольшой промежуток времени.
Социология религии — это наука, которая изучает религию как социальный феномен, т. е. она изучает религию как доступное эмпирическим методам исследования разработанным в социологии, социальное поведение человека(индивидов и групп): как образуются и функционируют религиозные группы и институты, благодаря чему они сохраняются или перестают существовать, каковы отношения между религиозными группами, почему между ними возникают конфликты, что лежит в основе ритуальных действий и т. д.
Если религиозность населения в целом уже давно является предметом внимания российских социологов, особенно накануне и после 1000-летия крещения Руси, то специальные социологические исследования религиозности молодежи начались совсем недавно. Предметом этих исследований являются верования молодежи; ее отношение к религии; религиозная деятельность, факторы, влияющие на религиозность юношей и девушек. Объектом таких исследлваний как правило является молодежь (15-30 лет), учащаяся в различных учебных заведениях. Все социологи отмечают в рост религиозности молодежи в настоящее время, по сравнению с восьмедесятыми годами, но некоторый процент молодых россиян обращается к деятельности в нетрадиционных религиозных организациях, большинство из которых деструктивные.
Социология религиозности молодежи является специальной социологической дисциплиной, формирующейся на стыке религиоведения, социологии религии и социологии молодежи и других дисциплин.
Предметом социологии религиозности молодежи является изучение состояния, типологии и тенденций формирования религиозного сознания, включающего веру, мировоззренческие представления, переживания и знания, а также религиозного опыта и поведения молодежи (в возростном интервале от 15 до 30 лет) в индивидуальной, групповой и массовой формах.
Центральным понятием социологии религии в молодежной среде выступает «религиозность молодежи”, которое предполагает прежде всего выявление степени приобщения молодежи к религиозным ценностям и системам. Но вне поля зрения социолога не лолжны оставаться проблемы внерелигиозности и секулярности молодежи. Все три понятия — «религиозность”, «внерелигиозность” и «секулярность” — представляют органическое целое, благодаря взаимосвязи их содержания: «Религиозность, представляемая как определенная форма или степень религиозного сознания, опыта и поведения молодежи, является базовым понятием, на котором фукусируется предметное внимание социолога, так как без исследования религиозности теряет смысл и исследование внерелигиозности. Внерелигиозность, рассматриваемая как онтологическая рефлексия религиозности, представляет собой степень и форму нейтрального, безразличного или радикально отрицательного отношения к религиозности. Подлинно внерелигиозный человек по самым естественным причинам может и не задумываться над проблемой религиозности. Секулярность, рассматриваемая как степень и форма участия молодежи в освобождении от влияния религии, системы ее ценностей и норм, отражает, скорее всего реальный переход от религиозности к вне религиозности.
Разделение людей по характару религиозности на «верующих”, «колеблющихся” и «неверующих” уже представляет собой, хотя и грубую, без оттенков, но все же основную «арматуру” исследуемой социологией религиозности. За этими чисто интенсивными отличиями скрывается качественно различное содержание. Здесь необходимо осознавать качественную дискретность не поддающихся социологической операционализации от «неверия” к религиозному отношению, от него к секулярности, а от последней к религии через атеистическое отрицание или принцип свободы совести, и отсюда — к веротерпимости внутри самой Церкви. В этом — источник изначального многообразия типов религиозности. Сложность в том, что проблемы сознания, инддивидуальной психологии веры переплетаются с множеством форм организации религиозного образа жизни. Религиозность и секулярность отличаются между собой не только и не только и не столько типом сознания и поведения (что, конечно, важно безусловно), сколько характером институционализации. Чтобы до конца понять это, необходимо обратиться к определению самих понятий «религия” и «секуляризация”.
Религия — сложный сложный социально и культурно-исторический институт, который включает в себя системы: 1) религиозного сознания (верований); 2) религиозного культа (обрядов); религиозных организаций (учереждений), и выполняет в обществе ряд функций — смыслополагания, социальной интеграции, коммуникации и социального контроля.1
Секуляризация — процесс освобождения от религиозного контроля в мирских делах, освобождение человека от власти религии, освобождение различных сфер общественной жизни от влияния религии и церкви, от ее регулирования религиозными нормами.
Религиозная «стратификация” молодежи оказывается черезвычайно важной для определения эволюционного контекста исторических судеб общества, — ведь смыслополагание является одной из ведущих социальных функции религии. И тут дело не только в том, какой конкретно символ веры, или смысл эволюционной организации, должен одержать верх, но прежде всего в том, что именно молодежь, хотя и на разных фазах поколенческих циклов, оказывается так или иначе и субстанциональным источником, и конечным реализатором смыслового определения общества. Разумеется, молодежь в качестве ярко выраженного субъекта смыслополагания (как светского так и религиозного) проявляет себя именно в эпохи динамического состояния истории, когда действительно можно говорить о тождестве ювентократии (власть юных) в отличие от периодов относительной стабильности или застоя, когда функция смыслоопрнделения монополизируется более зрелыми возрастными группами.
В классической социологии религии, к сожалению, не обращалось специального внимания характеристике религиозных и секулярных процессов в молодежной среде это больше присуще исследователям конца XX века, когда исход борьбы за молодежь властвующих и идеологически контролирующих структур и последствия борьбы самой молодежи за свободу самоопределения приобретают особое значение для судеб XXI века.
Изучение религиозности молодежи необходимо в наши дни, ведь именно молодежь по своей социальной природе представляет «голографическое” отражение всех противоречий и возможностей социально-исторической и культурной динамики общества в рамках определенного масштаба социальной реальности (своей Родины, страны, определенного социокультурного сообщества). В этом смысле молодежь представляет собой своеобразный фенотипический код эволюции конкретного общества. Именно молодежь выбирает траекторию исторического движения общества.