Анализ стихотворения «Сороковые» — Самойлов. Анализ стихотворения Самойлова «Сороковые Какое впечатление производит произведение сороковые

Анализ стихотворения «Сороковые» - Самойлов Д.

Самойлов (Кауфман) - поэт-фронтовик. С первых дней войны он был направлен на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Однако там заболел и был эвакуирован в Самарканд. В 1942 году служил пулеметчиком на Волховском фронте, был ранен. Затем был разведчиком на Белорусском фронте. Участвовал в прорыве блокады Ленинграда, в боях под Варшавой и Берлином. Стал печататься с 1941 года.

История создания

Стихотворение «Сороковые» принадлежит перу поэта-фронтовика Д. Самойлова. Произведение написано в 1961 г.

Жанр

Жанр – лирическое стихотворение, автобиографический монолог главного героя.

Тема

Основная тема – хроника военных лет. Война искалечила юность автора, показала все ужасы и страдания, которые она несет в себе. Вместе с тем лирический герой был еще очень молод, полон надежд на будущее. Это помогло ему не зачерстветь душой.
Большая часть стихотворения напоминает нам кадры кинохроники, записки из дневника. Подобные произведения были у К. Симонова (стихотворение «Из дневника»), у Б. Окуджавы (стихотворение «Проводы у военкомата»). Однако при всем том стихотворение Д. Самойлова разительно отличается от приведенных примеров. Поэт уходит от камерности изображения, картина мира становится здесь масштабной, глобальной уже в самом сознании лирического героя. Перед нами воспоминания зрелого, много пережившего человека, размышления о военной юности, мысли о войне, о Родине.

Композиция

Стихотворение имеет кольцевую композицию. Две первые строфы и последняя выписаны крупным планом, дают широкую, масштабную картину. Это поэтическое обобщение, осмысление поэтом всего происходящего:

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

Мы видим здесь общую картину сурового военного времени, беды, горя, постигшего Россию. Передавая атмосферу того времени, поэт использует характерные детали: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», «накатанные рельсы», «погорельцы».

Слово «роковые» несет здесь большую смысловую нагрузку. Это означает «страшные годы», несущие смерть, страдания; годы, определяющие судьбы людей. Картину разорванного войной мира дополняют звуковые образы, созданные аллитерациями : «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки», «рельсы», «погорельцы». Все эти слова, выражения вызывают у читателя чувство тревоги, непоправимой беды.

Жизнь человеческая, сама история расколоты на две части - до и после войны. В мире - дисгармония, хаос, неопределенность. Все это несет с собой война. Поэт подчеркивает это с помощью синтаксиса.

Уже во второй строфе мы видим односоставные простые нераспространенные (безличные) предложения: «Просторно. Холодно. Высоко».

В финале строфы стоит многоточие: каждый человек, переживший войну, имеет свою собственную историю. Каков будет ее финал?

Центральные три строфы показывают самого главного героя, который не унывает и ведет себя как любой молодой человек в его возрасте. Он «балагурит» и «больше нужного хромает». Центральная часть стихотворения - это воспоминания лирического героя о своей юности, совпавшей с войной. Тут тоже представлены конкретные детали.

Мы видим юного мальчишку «в замурзанной ушанке», с вырезанной из банки звездочкой. Он «худой, веселый и задорный», старается казаться сильным, мужественным. У него - «табак в кисете», «мундштук наборный», он балагурит с девушками, старается хромать «сильнее» из-за ранения.

Здесь есть и позерство, и бравада, и самоуверенность, и мальчишечье озорство, и лихачество, и вместе с тем наивность, чистота юности. Рассказ здесь идет от первого лица. Лирический герой, нынешний, словно всматривается в себя со стороны. Взгляд его немного ироничен, но правдив, реалистичен.

Мы понимаем, что война еще не коснулась его по-настоящему, в душе его еще нет осознания всего трагизма происходящего. Оно придет лишь потом, вместе с жизненным опытом, пережитыми трагедиями:

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Война разрушает юношеские мечты, надежды, калечит судьбы. Поэт здесь говорит о несовместимости войны и прекрасной поры жизни - юности.

Вместе с тем эти строфы - уже речь зрелого, опытного, мудрого человека, судьба которого слилась с судьбой страны .

Финальные строчки произведения возвращают нас к его началу. Стихотворение начинается с описания общей обстановки военного времени. Завершает стихотворение философское размышление о прожитых годах.

Таким образом, с точки зрения композиции в стихотворении мы можем выделить три части.

Размер

Произведение написано четырехстопным ямбом с перекрестной и смежной рифмой.

Выразительные средства

Произведение написано простым солдатским языком.

Эпитеты подчеркивают атмосферу войны: «сороковые», «роковые», свинцовые, «фронтовые», «в замурзанной ушанке»,

метафору («Война гуляет по России…»),

анафору (4, 5, 6 строфы),

лексический повтор («И погорельцы, погорельцы…»),

риторическое восклицание («Как это было! Как совпало - Война, беда, мечта и юность!»).
Автор создает картину хроники, употребляя подряд
одни и те же части речи : «Просторно. Холодно. Высоко», «Война, беда, мечта и юность!». В финальном размышлении часто повторяется восклицание, что придает воспоминанию личную эмоциональную окраску.

Главная мысль

Главная мысль – даже на войне человек не должен превращаться в зверя. Искалеченная юность не должна исчезнуть бесследно. Сохранить в себе человека был обязан каждый, кто пережил эти страшные годы.

Предметная неделя учителей русского языка и литературы на тему: «Формирование предметных и ключевых компетенций учащихся на уроках и внеурочной работе»

Козина Т.Н. – учитель русского языка и литературы муниципального бюджетного учреждения «Гимназия с углублённым изучением английского языка №8 г.Евпатории Республики Крым».

Урок литературы в 6 классе

Тема: Произведения о Великой Отечественной войне. Стихотворение Д.Самойлова «Сороковые, роковые…». Изображение трагедии народа Любовь к Родине, ответственность за нее в годы жестоких испытаний.

Цель: ознакомить учащихся с содержанием стихотворения.

Задачи : 1. Помочь учащимся представить описываемые события, ощутить трагическое положение страны и народа в годы войны.

2. Воспитывать у детей чувства гордости за свою страну, стойко проходящую через испытания военных лет, веру в свой народ и исторический оптимизм.

3. Развивать у детей навык выразительного чтения, умение находить в тексте тропы и понимать их связь со смыслом произведения, способность давать оценку актёрского чтения.

Ход урока

I . Организационный момент.

II . Актуализация знаний. Проверка д/з.

О каком этапе истории нашей страны шла речь на прошлом уроке литературы?

С чьим стихотворением мы познакомились?

Какова его тема? Какие мысли и чувства оно вызывает у нас?

Назовите художественные средства, которые вы выписали из стихотворения? Как они передают мысли автора?

Почему поэты и писатели писали и пишут о войне?

Для чего гам знать их произведения сейчас, когда войны нет?

III . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1.Слово учителя. Сегодня мы познакомимся с ещё одним стихотворением о войне. Но оно написано не в те страшные годы, а через 20лет после. Понаблюдаем, какой видит войну очень молодой тогда поэт Давид Самойлов, как он описывает нам её, сравним его стихи со стихотворением К.Симонова, будем совершенствовать своё выразительное чтение и оценивать чтение актёра.

2.Запись темы. Просмотр презентации, которая содержит краткий рассказ о поэте Д.Самойлове.

3.Подготовка к выразительному чтению . Самостоятельное чтение молча.

4.Чтение вслух . Учащиеся читают стихотворение вслух.

5. Прослушаем стихотворение ещё раз в исполнении мастера художественного слова. (фонохрестоматия) Беседа:

Сравните два исполнения стихотворения. Какое чтение вам кажется более выразительным и почему?

Кому удалось лучше передать это изменение – ученику или актёру? Почему?

6. Словарная работа .

Вдумаемся в стихотворение. Всё ли вам понятно?

Что означают слова и словосочетания: РОКОВЫЕ, ЗАМУРЗАННАЯ УШАНКА, НЕУСТАВНАЯ ЗВЁЗДОЧКА, КИСЕТ, МУНДШТУК НАБОРНЫЙ, БАЛАГУРЮ, ПАЙКУ НАДВОЕ ЛОМАЮ?

(Записываем слова, объясняем и подбираем, где можно, синонимы.)

7.Анализ стихотворения . Беседа:

О чём говорится в стихотворении? Какова его тема?

Как изображает поэт войну?

Какой художественный приём используется в первом четверостишии? Какие чувства передают эпитеты?

Какие синтаксические средства помогают автору передать всю полноту картины? (Однородные члены предложения, повторяющиеся союзы дают подробное описание молодого бойца, его характера и бодрого настроения).

Что значат выражения «…в меня запало…», «…во вне очнулось…»? (Война оставляет в душе человека глубокий след: трагизм военных лет человек помнит всю жизнь, осмысляя его с возрастом всё глубже»). Как называется этот троп?

Посмотрите на концовку стихотворения. Как вы понимаете, что такое «кольцевая композиция»? Почему автор использует этот приём?

Каким приёмом коротко и выразительно поэт передаёт масштаб народной трагедии? («Война гуляет по России…» - олицетворение.)

8. Сделаем выводы и запишем их в тетради.

Тема стихотворения: Великая Отечественная война.

Основные мысли: 1). Война стала великой трагедией для всего нашего народа, несла нам смерть и разрушения. Миллионы людей лишились крови и испытывали страдания.

2). Но русский народ стойко выдерживает все испытания. Молодой боец хоть и ранен, но полон оптимизма: он весел, бодр и, безусловно, верит в свою победу.

Вывод: Стихотворение изображает противоестественность войны и несгибаемость духа нашего народа.

9..Работа с учебником. Чтение статьи.

Что нового вы узнали из статьи?

10. Повторное чтение стихотворения. (Можно - по строфе)

12. Чтение мини-сочинений .

IY . Итог урока. Сравните стихи Симонова и Самойлова. Что у них общего и чем они отличаются?

Y . Домашнее задание:

Выучить стихотворение наизусть.

Открытый интегрированный урок истории и литературы

«Сороковые, роковые…»

1.рассказать о Великой Отечественной войне, о значении поэзии в годы Вов, показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

2.развивать навыки анализа стихотворения, выразительного чтения стихотворений;

3.воспитание высоких патриотических чувств.

Оснащение урока: карта, рисунки учащихся, записи с мелодиями военных песен

Ход урока

1.Песня «Священная война»

2.Чтение учащимися стихотворения Д. Самойлова «Сороковые, роковые…»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные. Яндыбаев

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку...Пименова

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звездочка не уставная,

А вырезанная из банки. Леухин

Да, это я на белом свете,

Худой, веселый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный. Егошин

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И все на свете понимаю. Власов

Как это было! Как совпало -

Война, беда, мечта и юность!

И это все в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!.. Еманаева

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые...

Война гуляет по России,

А мы такие молодые! Хоменко

3. Сообщение цели урока

4.Историческая справка (Учитель истории)

5.В.О.в в стихотворениях русских поэтов (учитель литературы)

Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Уже на третий день войны была создана песня, ставшая символом единства народа в борьбе с врагом, - «Священная война», ставшая символом единства народа в борьбе с врагом. Стихи написал Василий Лебедев-Кумач.(Прослушивание 2 куплета песни)

^ Учитель истории:

Почему война названа «священной»? (Это война за правое дело, за свою родину, не наступательная, а оборонительная. Такая война – за свободу родины, против захватчиков – оправданна. Она народная, потому что объединяет устремления всего народа, она «священная» - потому что защита Отечества, своей семьи – святой долг каждого человека.)

^ 6. Чтение анализ стихотворений.

1.Сообщение учащегося о К. Симонове.

С первых дней Великой Отечественной войны Константин Симонов на фронте. Он военный корреспондент газет «Известия» и «Красная звезда». В годы войны Симонов один из самых известных поэтов в нашей стране.

Стихотворение «Жди меня», посвященное актрисе Валентине Серовой, вскоре переложенное на музыку, получает новую жизнь в виде популярнейшей песни, которую пели и в тылу, и на фронте. Тема любви становится одной из ведущих в творчестве поэта. В стихотворении «Жди меня» любовь и верность укрепляли мужество солдата, его стойкость и волю к победе.

^ 2.Чтение стихотворения «Жди меня

Давид Самуилович Самойлов (Кауфман) , (1.06.1920 – 23.02.1990), советский поэт и переводчик, лауреат Государственной премии СССР

Родился в еврейской семье. Отец - известный врач, главный венеролог Московской области Самуил Абрамович Кауфман (1892-1957); мать - Цецилия Израилевна Кауфман (1895-1986).

В 1938-1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и истории). В начале Великой Отечественной войны его направили на трудовой фронт - рыть окопы под Вязьмой. Там Давид Самойлов заболел, был эвакуирован в Самарканд, учился в Вечернем педагогическом институте. Вскоре поступил в военно-пехотное училище, которое не окончил. В 1942 году его направили на Волховский фронт под Тихвин. 23 марта 1943 года в районе станции Мга был тяжело ранен в левую руку осколком мины.

После выздоровления продолжил службу в 3-й отдельной моторазведроте разведывательного отдела штаба 1-го Белорусского фронта.

В урочище Карбусель, 23 марта 1943 года. Давид, будучи пулеметчиком, прорвался во вражеский окоп и в одиночку уничтожил троих неприятелей в рукопашном бою. За отвагу в атаке и совершенный подвиг Самойлов получил медаль «За отвагу».

Самойлов в годы войны.

Приказом ВС 1-го Белорусского фронта №: 661/н от: 14.06.1945 года автоматчик 3-й отдельной моторазведроты развед. отдела штаба 1-го Белорусского фронта ефрейтор Кауфман награждён орденом Красной Звезды за захват немецкого бронетранспортёра и трёх пленных, в том числе одного унтер-офицера, давшего ценные сведения, и за активное участие в боях за город Берлин.

В годы войны Самойлов не писал стихов - за исключением поэтической сатиры на Гитлера и стихотворений об удачливом солдате Фоме Смыслове, которые он сочинял для гарнизонной газеты и подписывал «Семён Шило».

Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского, польского, чешского языков, языков народов СССР и других.

Уже после окончания войны, в июне 1945 года, Самойлову вручили третью награду – орден Красной Звезды за то, что взял в плен немецкого унтер-офицера, давшего ценные сведения советской разведке.

Первая публикация произведений поэта состоялась в 1941 году, под настоящим именем автора – Давид Кауфман, сборник назывался «Охота на мамонта». В период учебы в МИФЛИ Самойлов познакомился с Сергеем Сергеевичем Наровчатовым, Михаилом Валентиновичем Кульчицким, Борисом Абрамовичем Слуцким, Павлом Давыдовичем Коганом, которым посвятил стихотворение «Пятеро». Этих авторов позднее стали называть поэтами военного поколения.

Самое известное стихотворение Давида Самуиловича, посвященное войне, называется «Сороковые, роковые…».

Сороковые, роковые,
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.

Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.

Как это было! Как совпало -
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,
Свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!

В нем представлена обобщенная тема войны и проблема военного поколения. Но при этом Самойлов в творчестве не затрагивал политических тем.

По окончании войны поэт зарабатывал переводами и писал сценарии для радиопередач. Литературное признание пришло к Самойлову только в 1970 году, после выхода сборника стихотворений под названием «Дни». Став известным, Давид Самуилович не вел светской жизни в литературных кругах, но активно общался с Фазилем Искандером, Юрием Левитанским, Булатом Окуджавой, Николаем Любимовым, Зиновием Гердтом, Юлием Кимом

В 1972 году вышла в свет поэма «Последние каникулы», где перекликаются различные исторические периоды и страны в путешествии главного героя по Германии. Кроме военных и исторических тем, есть у Самойлова пейзажная лирика (например, стихотворение «Красная осень») и произведения о любви («Беатриче»). Любовная лирика поэта на удивление спокойна и холодна, в ней нет страстей, свойственных этому жанру. Часто творчество Самойлова сравнивают с Пушкиным: в лирике Давида Самуиловича присутствует пушкинианство в форме биографического мифа.

Д.Самойлов. Дуэт для скрипки и альта. Читает Константин Райкин.

Помимо собственных стихотворений поэт переводил произведения зарубежных авторов, писал сценарии для театральных постановок, тексты песен для фильмов. Несмотря на серьезные темы в творчестве поэта, часто его упоминают в качестве авторов стихов из детства. Книги для детей Самойлов писал в 80-е годы ХХ века. Детские произведения наполнены историзмом, любовью к Родине и русскому народу.

Вернувшись героем с войны, Давид в 1946 году женился на Ольге Лазаревне Фогельсон. Ольга была искусствоведом по специальности. В браке Кауфманы имели единственного сына Александра. Александр Кауфман (псевдоним Александр Давыдов) пошел по стопам отца, став переводчиком и прозаиком.

Однако в первом браке семейная жизнь Давида не сложилась. Поэт повторно женился на Галине Ивановне Медведевой, в браке с которой родились Пётр, Варвара и Павел.

С семьей.

В 1974 году Самойлов с семьей уехал из Москвы в город Пярну (Эстония).

Хотя политических взглядов Самойлов не высказывал, сотрудники Комитета государственной безопасности СССР постоянно присматривали за жизнью и творчеством Самойлова, но это не пугало поэта.

“А вот и старость подошла…”. Читает К. Райкин.

Умер поэт 23 февраля 1990 года, в городе Пярну, на сцене театра во время своего выступления на юбилейном вечере Бориса Пастернака.

Похоронен в Пярну (Эстония) на Лесном кладбище.

В июне 2006 года в Москве была открыта мемориальная доска поэту-фронтовику Давиду Самойлову. Она расположена на доме, где он прожил более 40 лет, - на пересечении улицы Образцова и площади Борьбы.

Давид Самойлов — писатель, которому пришлось жить в военный период, да не просто жить, а стать участником военных действий. Уже в первые дни войны он рыл окопы в Вязьме, после был пулеметчиком, разведчиком, участвовал в прорыве Ленинградской блокады. Воевал под Берлином, Варшавой. Словом, это человек, который принимал непосредственное участие в защите страны. При этом он еще и писал. Писал о войне и обо всем том, что несет с собой война. Начал свою творческую деятельность Самойлов в 1941 году, став поэтом-фронтовиком.

Самойлов Сороковые

И вот война завершилась, а боль не утихала даже по истечении двадцати лет. Страшное время невозможно забыть. Нельзя стереть с памяти то, как молоды парни берут в руки оружие и идут против врага. Незатухающая боль заставляет писателя взяться за чистый лист бумаги и перо. Так появилось стихотворение Сороковые.

Стих Самойлова Сороковые роковые стал масштабной картиной мира, где герой уже в зрелом возрасте, много повидав, пережив военное время, размышляет о прошедших годах, о юности, которую настигла война. Это произведение — где автор делится мыслями, что не дают ему покоя, пытаясь хоть на листе бумаги оставить часть своей боли.

Анализ стихотворения

И вот, знакомясь с работой Самойлова Сороковые, чтобы сделать произведения, мы видим изображенную картину сурового времени, тех роковых лет, что принесли смерть, потери, страдания, ломая судьбы всех людей.

Какие они были сороковые годы? Это годы горя с отзвуком похоронных извещений и эшелонного перестука. И одни погорельцы вокруг. Ужасная картина вырисовывается перед читателем.

Герой стихотворения вспоминает себя во время Великой Отечественной Войны. Он тогда был молодым, худым и задорным. На голове ушанка и прикрепленная звезда, которую он вырезал из банки. Пока еще веселый герой пытается казаться мужественным и балагурит с девчонками. Как ни странно, но здесь сумели переплестись такие казалось бы несовместимые вещи, как война, беда, юность и мечта. Так было предначертано судьбой людям, жившим в военное время. Паренек все понимает, и пусть еще не до конца осознает насколько страшна война.

Автор, вырисовывая эти строки на бумаге, обернувшись в прошлое, смотрит на себя со стороны в то время, когда война еще не коснулась его по-настоящему, когда еще не было всего трагизма реальной ситуации. Это придет позже.

Анализируя стихотворение Сороковые роковые Самойлова и читая последние строчки, где автор пишет, как гуляет по стране война в пороховые и свинцовые годы. Но даже в то страшное время, они не теряли способности кокетничать и заигрывать с девчонками, хромая сильнее из-за ранения, чтобы привлечь к себе их внимание. Самое важное, что даже на фронте люди не разучились радоваться мелочам. И хотя никому не было известно, кто выживет в этой схватке, а кто будет убит, нужно было научиться дышать полной грудью и верить в то, что весь этот ужас вскоре прекратится. И они верили, они радовались. По крайней мере, именно это я увидела в словах автора.